«Русский пейзаж XIX – начала XX вв.»

выставка
Афиша музеев Белгорода: выставка «Русский пейзаж XIX – начала XX вв.» в Художественном музее

В выставочном зале Белгородского государственного художественного музея в рамках проекта «Достояние музеев России – белгородцам!» представлена выставка «Русский пейзаж XIX–XX веков» из фондов Тверской областной картинной галереи. Это третий совместный выставочный проект музея с Тверской картинной галереей.

Тверская областная картинная галерея владеет значительной коллекцией русского пейзажа. На выставке в Белгородском художественном музее представлена лишь часть этого собрания, отражающая основные этапы развития русского пейзажа XIX – первой половины XX веков.

Среди работ, экспонируемых на выставке, – произведения выдающихся русских художников: С. Ф. Щедрина, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. А. Серова, И. К. Айвазовского, А. В. Куприна. Всего в экспозицию вошли 65 работ живописи и декоративно-прикладного искусства.

Образцом классического пейзажа рубежа XVIII – XIX веков в экспозиции является полотно В. П. Причетникова «Летний дом в имении «Надеждино»». Пейзаж «Амальфи» С. Ф. Щедрина служит примером формирования в практике русских художников пленэрной живописи. 

Во второй половине XIX века в искусстве русской пейзажной живописи сформировалось большое разнообразие художественных направлений. Академическое направление в пейзаже, с отголосками романтических тенденций, демонстрируют работы М. Н. Воробьева («Закат в Риме»), и его учеников братьев Г. Г. и Н. Г. Чернецовых, («Фонтан Хабания в Каире», «Кошеур на Кавказе»), И. К. Айвазовского («Золотой рог»), Л. Ф. Лагорио (Море»), А. П. Боголюбова («Венеция»), созданные в середине XIX столетия.

Расцвет русского пейзажа этого периода связан, прежде всего, с творчеством художников-передвижников. На выставке представлены работы Г. Г. Мясоедова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина, А. М. Васнецова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана. Для их полотен пейзажного жанра характерна повествовательность, любовь к изображению переходных состояний в природе. 

С пейзажем начала XX столетия знакомят произведения крупнейших русских художников С. Ю. Жуковского, Л. В. Туржанского, А. С. Степанова, продолжавших и развивавших традиции русского живописного реализма и импрессионизма. 

Искусство советского времени 1920–1950-х годов, в основном, продолжало развиваться в русле русского живописного реализма, и даже художники, посвятившие определенный период своего творчества новаторским исканиям, возвратились к прежним формам. Это можно увидеть в работах А. В. Куприна, Г. Г. Ряжского, А. В. Лентулова, И. И. Машкова и других.

Пейзажный жанр нашел свое отражение и во всем многообразии видов декоративно-прикладного искусства XIX–XX веков. В экспозиции представлены произведения художественного фаянса, выполненные в начале XX века на фабрике М. С. Кузнецова в Тверской губернии.

Мастера декоративно-прикладного искусства черпали свое вдохновение в красоте окружающего мира, располагая на поверхностях предметов горные и среднерусские пейзажи, сельские виды, изображения рек и озер. Также на выставке можно видеть работы декоративно-прикладного искусства Т. З. Подрябинникова (сервиз «Москва-Волга-канал», вазы, тарелки). 

Все произведения, представленные на выставке, – и полотна, демонстрирующие романтическое, эмоциональное восприятие природы, и работы художников-реалистов, и холсты начала ХХ века, – объединены общей концепцией: они знакомят с общей историей развития русского пейзажа на протяжении полутора столетий.

Место
Художественный музей
Телефон для справок
+7 (4722) 58-96-67

Новости по теме