«Иной путь Владимира и Марии Ломакиных»

выставка
Выставка «Иной путь Владимира и Марии Ломакиных» в художественном музее: Афиша музеев Белгорода

С 7 апреля 2017 года в зале № 2 2-го этажа Белгородского государственного художественного музея работает выставка художников В. Г. и М. В. Ломакиных, приуроченная к 205-летнему юбилею родоначальника замечательной творческой династии, уроженца слободы Борисовка Гавриила Якимовича Ломакина (1812–1885).

Возможность организации выставки появилась благодаря дару Марины Алексеевны Ломакиной (правнучки композитора, хорового дирижёра Г. Я. Ломакина) художественному музею, собрание которого в результате пополнилась 77 работами её матери и деда.

В экспозиции выставки «Иной путь Владимира и Марии Ломакиных» представлены около 20 работ, созданных В. Г. Ломакиным на рубеже XIX—XX вв. и более 20 произведений М. В. Ломакиной 1920–1960-х гг.

Для справки:

Владимир Гаврилович Ломакин (1858–1913), сын композитора, родился в Петербурге, был разносторонне одарённым человеком, но отец не дал разрешения сыну стать художником и В. Г. Ломакин закончил сначала Гатчинский институт, затем Петровскую земледельческую и лесную академию. Агроном-виноградарь по образованию, он до конца жизни служил в департаменте земледелия, сохраняя приверженность искусству: превосходно музицировал, занимался скульптурой, писал в технике масляной живописи камерные лирические пейзажи Молдавии, Крыма, своего имения Кизил-Таш Ялтинского уезда.

Благодаря дару М. А. Ломакиной Белгородский государственный художественный музей стал первым и единственным обладателем наследия художника, включившего 27 живописных работ.

Внучка Гавриила Ломакина — Мария Владимировна (1896–1964) вошла в плеяду молодых художников лирико-романтической ориентации, начинавших на рубеже 1920–1930-х годов, и «забытых» на полвека по идеологическим соображениям. Выпускница монументального отделения Петроградской Академии художеств (1927), ученица К. С. Петрова-Водкина и Д. И. Киплика — художник трудной судьбы и счастливого дарования. Ее путь, иной, отличный от официального «соцреализма» — путь русской женщины-художницы, сформировавшейся в переломную эпоху гражданской войны и революции. Марии Ломакиной удалось сохранить свой внутренний мир и свободу выражения в сложные годы нивелировки творческой личности и господства идеологических догм.

С 1933 года Мария Ломакина жила и работала в Загорске (ныне Сергиев Посад) с которым её творчество было связано до конца жизни. В 1933–36 годах она занималась разработкой образцов игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек.

После войны участвует в реставрации Троице-Сергиевой лавры, вновь ставшей центром русского православия после двух с лишним десятилетий разорения (она вместе с другими художниками обновляла росписи Трапезной палаты). Копи­рует по заказу Государственного Исторического музея фрески Софийского собора в Киеве.

Для того же музея ею пишутся два фрагмента росписей церкви Спаса на Нередице — основой для данной работы яви­лись ее копии 1920-х годов, ставшие после разрушения храма во время боев за Нов­город особо ценным историко-археологическим свидетельством. В 1959–62 годах она преподавала в Абрамцевском художественно-промышленном училище теорию рисунка.

Коллекция работ М. В. Ломакиной, переданная музею, представляет большую художественную ценность. Эти преимущественно поздние пейзажи художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и её окрестностям. Отсутствие средств на материалы обусловило в основном малый, порой близкий к миниатюре формат её картин. Работы Марии Ломакиной хранятся в Третьяковской государственной картинной галерее, Русском музее, Ярославском художественном музее и др.

Возраст
12+
Место
Художественный музей
Телефон для справок
+7 (4722) 58-96-67

Новости по теме