Культурный лайфхак: события, факты, советы
В Белгороде начались регулярные концерты органной музыки
27–29 января в Органном зале Белгородской государственной филармонии проходили концерты органиста БГФ лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина (молодой музыкант в этом году закончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу профессора Д. Зарецкого). Программа каждого из трёх концертов незначительно варьировалась.
Белгородские слушатели продолжают знакомиться с органом. Устройство органа, его особое звучание, основы органного репертуара – всё это не могло не быть предметом первых концертов.
Выдающийся либеральный мыслитель XX века, английский философ и историк сэр Исайя Берлин сказал: «Когда ангелы говорят друг с другом, они играют Моцарта, когда с Богом – Баха». Недаром за органной музыкой И.С. Баха (1785–1850) закрепились эпитеты «божественная», «возвышенная», «величественная». Величавое звучание органа – атрибута протестантской (лютеранской) церкви – доносит и до современного слушателя изначальную атмосферу места, где человек оказывается наедине с Богом. Вся органная музыка прошлого – от И.С. Баха до Сезара Франка (1822–1890), который большую часть жизни был органистом парижской церкви Св. Клотильды, – была написана практикующими церковными органистами.
Основная часть органных сочинений Баха, которые звучали в филармонических концертах 27–29 января – Токката и фуга ре-минор BWV 565*, Прелюдия и фуга до-минор BWV 549, Концерт для органа №1 Соль-мажор BWV 592, хоральная прелюдия фа-минор на хорал «К Тебе, взываю, Господи» BWV 639 – относятся к раннему, т.н. «веймарскому», периоду (1708–1717). В эти годы Бах работал камерным музыкантом и органистом придворной церкви герцога Эрнста Веймарского.
В концерте Тимура Халиуллина были представлены три различные ветви органного наследия Баха. Это – род «большой» 2-хчастной органной композиции концертного плана, где строгую полифоническую форму фуги предваряет импровизационная токката, прелюдия или фантазия.
От лица огромного множества обработок хоралов и хоральных прелюдий Баха (хоралы – песнопения протестантской церкви), которые исполнялись во время церковной службы, представительствовала знаменитая хоральная прелюдия «К Тебе уповаю, Господи», знакомая по фильму Андрея Тарковского «Солярис» (эпизод невесомости).
И, наконец, третий род – это Органный концерт, где орган трактуется как сольный светский инструмент, подобно скрипке или клавесину. Концерт трехчастен (быстро – медленно – быстро), стиль музыки лаконичный, лёгкий, прозрачный, танцевальный (в 1-й части), заметно отличается от пышности и драматизма «большой» полифонической формы Токкаты (прелюдии) и фуги и молитвенной внутренней сосредоточенности хоральной прелюдии.
Игра на органе всегда была прочно связана с импровизацией – свободным и логичным изложением собственных музыкальных мыслей. Авторская импровизация Тимура Халиуллина для педалей соло (педали – ножная клавиатура, как правило, из 32-х клавишей, содержащая регистры преимущественно низких звучаний) произвела большое впечатление на публику силой темперамента, мощью казалось едва сдерживаемого напора, конструктивной ясностью формы и очень необычным ладо-гармоническим языком.
Тимур Халиуллин завершил концерт столь же развёрнутой как и его «Импровизация» пьесой французского композитора-романтика бельгийского происхождения С. Франка – Хорал №3 ля минор (из цикла «Три хорала», 1890 г.). Это виртуозное, очень популярное сочинение, входящее в репертуар многих органистов, отличается большим масштабом и симфоническим размахом.
Как уже убедились белгородские слушатели, орган очень уживчив и прекрасно сочетается с человеческими голосами, различными инструментами и инструментальными составами (включая симфонический оркестр). Поэтому в январских концертах Тимура Халиуллина принимали участие солисты Белгородской государственной филармонии заслуженная артистка РФ Нина Стрижова (меццо-сопрано) и Михаил Пидручный (Пан-флейта).
Последующие, прежде всего, февральские концерты в Органном зале БГФ, тоже пройдут под знаком «Орган плюс».
*Немецкая аббревиатура BWV означает «Bach-Werke-Verzeichnis» и переводится как «Указатель произведений Баха» или «Каталог работ Баха». Этот полный каталог-указатель был составлен в 1950 г. немецким органистом и музыковедом Вольфгангом Шмидером (Wolfgang Schmieder).
- Дата публикации
- 29.01.2012 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)