Культурный лайфхак: события, факты, советы



Органисты из США выступили в Белгороде

14 и 15 сентября в Органном зале Белгородской государственной филармонии с программой «Музыка Старого и Нового Света» и мастер-классом для студентов-органистов Белгородского музыкального колледжа им. С. Дегтярёва выступили известные американские органисты Майкл Бауэр и Джеймс Хигдон.

Оба — известные органисты-педагоги, профессора Канзасского университета, специалисты в области церковной протестантской музыки. Джеймс Хигдон является музыкальным руководителем лютеранской церкви в Канзас-Сити, а Майкл Бауэр преподаёт церковную музыку в Канзасском университете. В нашей стране Бауэр и Хигдон известны как концертирующие органисты, члены жюри международных органных конкурсов, в частности, конкурса им. М. Таривердиева в Калининграде.

Майкл Бауэр, Джеймс Хигдон (США) и Тимур Халиуллин (Белгород)

Программы органных вечеров, где каждый исполнял одно отделение, так же как и первое знакомство с американской исполнительской органной школой, были достаточно необычны, крайне интересны и вызвали живой интерес публики.

Музыка Старого Света была представлена двумя самыми известными и величественными сочинениями Баха — Фантазией Соль-мажор BWV 572 в начале концерта (Майкл Бауэр) и хоральной фантазией «Allein Gott in der Hoh sei Ehr» («Славен лишь Господь на небесах») BWV662 в заключении программы (Джеймс Хигдон).

В исполнении М. Бауэра (1-е отделение) прозвучали малоизвестные пьесы немецких и испанских композиторов позднего Возрождения и Барокко рубежа 16–17 вв. — Иеронима Преториуса, Михаэля Преториуса (однофамильцы, — Н. С.) и Себастиана Агилере де Эредиа.

Органист Майкл Бауэр

Культура отношения к инструменту и естественность поведения за органом отличали спокойно-академическую манеру исполнения М. Бауэром органной барочной классики. Своё выступление Майкл Бауэр закончил блестящей виртуозной пьесой «Каир» американки Памелы Деккер (р.1955 г.), композитора и органистки, также профессора одного из американских университетов.

В программе выступления Джеймса Хигдона доминировали современные американские композиторы. Это показывало не только масштабы изучения органа в Америке, но и стиль американской композиторской школы — нарядный и склонный к эффектам, едва ли не увлекающе-развлекательный с одной стороны, а с другой — зримый, обучающий, дидактический (Лео Соверби и Дж. Мобберли). Своё выступление профессор Хигдон закончил пьесой Ж. Алена «Литания», знакомой белгородским любителям органа в исполнении Тимура Халиуллина.

Джеймс Хигдон проводит мастер-класс для белгородских студентов

Мастер-класс американцев состоялся днём 15 сентября. Он собрал студентов фортепианного факультета колледжа (в том числе обучающихся игре на органе), их педагогов, всех желающих. На суд маститых педагогов студентки 4 курса Елена Малеева и Надежда Васиуллина (преподаватель М. В. Суходолов) представили Токкату и фугу ре-минор и Фантазию и фугу ля-минор Баха.

От конкретных показов, направленных на умение слышать гармоническую структуру баховской музыки, владение многообразными приёмами прикосновения к клавишам (туше), урок переходил к вопросам правильной посадки исполнителя-органиста и стилевым проблемам исполнения барочной музыки (что, как известно, является фундаментальной основой воспитания органиста).

Кроме советов мастера, каждый из участников встречи унёс с собой и фотографию на память.

Дата публикации
16.09.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме