Новости кино и обзоры кинопремьер недели



Из истории органной токкаты

24 мая в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт заслуженного артиста России, органиста и органного мастера Ульяновской филармонии, органиста церкви святой Марии г. Ульяновска Александра Титова. В концерте, состоящем из двух отделений, была представлена история жанра органной токкаты — звучали токкаты разных веков (с 17 по 20 век) и разных композиторских школ.

Напомним, что слово «токката» (toccata) произошло от итальянского «toccare» — трогать, прикасаться. Так музыканты называют быструю инструментальную пьесу с чётким движением и равными короткими длительностями. Первыми токкатами, появившимися в эпоху возрождения (17 в.), являлись праздничные фанфары, которые звучали в исполнении медных духовых инструментов и литавр.

Однако особенно распространенным, как известно, жанр органной токкаты был в эпоху барокко (1600–1760): в этот период он достиг своего расцвета и стал одной из самых любимых музыкальных пьес для органа и клавира. Это были развернутые, в свободном стиле, динамичные, с быстро чередующимися ритмами и темпами музыкальные композиции, которые благодаря своему импровизационному началу стали частью малых циклов «Токката и фуга».

Ульяновский органист Александр Титов выступил в Органном зале Белгородской филармонии

И, что немаловажно, в период барокко композиторы начали писать сольные токкаты специально для органа. Именно такие барочные токкаты органист Александр Титов представил в первых сочинениях: прозвучали Токката Георга Муффата (1653–1704), представителя южнонемецкой органной школы, и Токката Фа мажор Дитриха Букстехуде (1637–1707), представителя северонемецкого барокко. Того самого Букстехуде, услышать музыку которого в свое время проделал нелегкий путь пешком (в несколько сот километров) 20-летний Бах в самом начале своего творчества.

Оба автора — Муффат и Букстехуде — наследники традиций органного исполнительства, заложенных итальянским органистом Джироламо Фрескобальди. Неслучайно в токкатах этих композиторов, прозвучавших в исполнении Александра Титова, достаточно явно ощутимо воздействие тематизма (мелодических принципов) и принципов построения формы их наставника: музыка токкат основана на многократном сопоставлении контрастных импровизационно-прелюдийных разделов (у Г. Муффата), на последовательном развитии полифонических приемов в чередовании с одноголосной фактурой (у Д. Букстехуде).

История органной токкаты от Александра Титова (г. Ульяновск)

Своеобразный ораторский пафос, напряженный драматизм, богатство фантазии, виртуозная фактура в сочетании со сложной педальной техникой первых токкат подготовили некоторые стороны исполнения следующего органного сочинения — цикла Токката, Адажио и Фуга До мажор И.С. Баха. Этот цикл — яркий образец баховского органного стиля эпохи высокого барокко, который отличают развернутые формы, значительность и глубина содержания, а также сложнейшая мануальная и педальная техника.

Первое отделение программы «Из истории органной токкаты» завершила романтическая музыка — Адажио и Токката из Органной симфонии №5 французского композитора и органиста Шарля Мари Видора (1844–1937), композитора, который уже исполнялся в Органном зале Белгородской филармонии (Д. Зарецким и Т. Халиуллиным) и, несомненно, полюбился слушателям.

Интерпретация этого сочинения А.Титовым несколько иная, особенная, более явно обнажающая динамические контрасты сочинения (его замысел органист выстроил по принципу постепенного крещендирующего нарастания от едва слышного «пиано» к роскошному «форте»).

Второе отделение концертной программы было представлено еще одним циклом произведений французского музыкального романтизма – звучали Интродукция, Хорал, Готический менуэт, Молитва, Токката из «Готической сюиты» Леона Боэльмана (1862–1897), а также звучала музыка 20-го века.

В Органном зале Белгородской филармонии впервые прозвучала Модальная сюита (Хорал, Скерцо, Адажио, Токката) одного из самых ярких композиторов и органистов Бельгии Флора Петерса (1903–1986). В исполненной музыке, с одной стороны, при заявленном отсутствии тональных тяготений в силу модальной стилистики чувствовалось влияние романтических образов, настроения и лирики, с другой стороны, присутствующие демонически устрашающие интонации не позволяли полностью погрузиться в стихию иллюзий и мечты, возвращая к реальности.

В завершении вечера прозвучали две части из Сюиты оp.5 французского композитора и органиста Морисе Дюрюфле (1902–1986), много лет проработавшего главным органистом собора Нотр-Дам де Пари и парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон — Сицилиана и Токката.

Можно сказать, что музыкально-исторический экскурс, предпринятый Александром Титовым, на помощь которому пришли ассистентка органиста и ведущая концерта (заслуженный работник культуры РФ Н.Е. Гирявенко), удался: были показаны разные грани органной токкаты.

Барочная добаховская и баховская токкаты на протяжении концерта сменились виртуозной послебаховской токкатой, в которой элемент «этюдности» и демонстрирование технических возможностей исполнителя становится главным параметром музыкальной пьесы.

Однако какая бы ни звучала токката — старинная, романтическая или современная — слушатели ощутили приятный «аромат», благозвучность и чистоту звучания органа, его низкого и высокого регистров, красоту и полнозвучие среднего, яркие краски и «полетность» верхнего регистра.

Тройным, уже нетоккатным бисом, Александр Титов завершил свой вечер органной токкатной музыки (легкая, в светлых красках Серенада Дон-Жуана, «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского, 1-я часть концерта ля минор Вивальди-Баха), где каждый слушатель от биса к бису был в предвкушении нового приятного музыкального сюрприза.

Дата публикации
25.05.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме