Новости кино и обзоры кинопремьер недели
Иван Васильевич в Белгороде
4 ноября в кинотеатрах центра кино «Победа» Белгорода состоялась премьера фильма «Царь». Новый фильм режиссера Павла Лунгина снят в лучших традициях отечественного кино – никакой «клиповости», жесткого монтажа, ядовитых красок. Исторический реализм, помноженный на незаурядные актерские таланты.
В первую очередь, исполнителей главных ролей – царя-тирана Ивана Грозного (Петр Мамонов) и его духовного оппонента митрополита Филиппа (Олег Янковский). Их внутренним противостоянием на протяжении фильма и поддерживается не слишком замысловатый сюжет.
Первая половина фильма смотрится тяжеловато. Нам все вроде как уже рассказал учебник истории: был такой жестокий царь, везде ему чудилась измена, и потому он залил страну кровью, уничтожил всех, кто был к нему близок, создал в государстве атмосферу страха и доносительства.
Те, кто как Митрополит Филипп, пытались вразумить его, вскоре погибали... Сюжет для России не новый, да и методика манипулирования обществом тоже, – мы знаем, что у Ивана Грозного нашлись последователи и в 20 веке...
Но берут в плен удивительный Петр Мамонов, непредсказуемый в переживаниях и метаниях грешной души его героя, и Олег Янковский с тонким, просветленным лицом, окрашенным вечным страданием об «истекающей кровью пастве».
Фильм жесткий, даже жестокий – пытки на дыбах, клеймение «изменников», сжигание и колесование неугодных царю тяжело видеть. Немыслимая жестокость слилась в герое Мамонова с такой же неистовой религиозностью и уверенностью, что все им содеянное уже оправдано Высшим Судом как политическая необходимость.
Царский дурак (была такая «штатная» должность), убедительно сыгранный Иваном Охлобыстиным, играет для Грозного роль искусителя, а вернее – озвучивателя его гордых тайных мечтаний «спасти» народ Руси, присвоив себе роль единственного судии и палача.
Развивается опасная мечта в самую настоящую одержимость: набожный человек, наизусть знающий Евангелие, становится Иудой для того, кого единственно любит – для друга детства митрополита Филиппа.
Не случайно в качестве тайного знака палачу Скуратову он выбирает «иудин поцелуй» в щеку митрополита. Кстати, замечательно сыгран Юрием Кузнецовым Малюта Скуратов, кругленький, веселенький, нежно любящий своего сынишку и тетешкающий его не просохшими от крови страдальцев руками (сочная деталь предшествует этому эпизоду: как нетерпеливо шевелятся его пальцы, которым временно пришлось прервать любимое занятие – резать языки, рвать жилы, ломать кости).
«Служба», – вроде как извиняясь, говорит он митрополиту, которого пришел задушить по приказу царя. «Оба мы служим», – отвечает мученик-митрополит.
Пожалуй, это основная идея фильма: человеку никак невозможно избежать в жизни выбора, кому служить – Богу или Сатане. Ты только можешь думать, что служишь царю, или Отечеству, или близким, или собственной утробе...
Но за всем этим открываются мистические цели, высшие – или низшие. О власти, обожествившей саму себя, и о страшном одиночестве гордого человека, фильм Лунгина.
«Где народ? Где мой народ?» – потерянно повторяет в финале Иван Грозный. Народ не пришел разделить с царем его злое веселье – есть пироги и смотреть на пытаемых и казнимых. Вряд ли это реальность – скорее внутреннее субъективное ощущение жуткого холода, одиночества и пустоты в душе человека, одержимого злом.
- Дата публикации
- 04.11.2009 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Н.Васильева