Новости кино и обзоры кинопремьер недели



Театр кукол сквозь века

Относите ли вы себя к театралам, посещаете ли кинотеатры или болеете «за наших» с трибуны стадиона – неважно, театр кукол любят все…

Вневременная и поистине безграничная популярность кукольных представлений и не снилась ни знаменитым драматургам, ни блестящим тенорам, ни мегазвездам шоу-бизнеса.

Связано ли это с тем, что каждый из нас в душе всё равно остаётся ребёнком, или, может быть, причина в уникальной способности кукольного спектакля показать, как справедливо заметил Джонатан Свифт, «человека со всеми его странностями», – но афиша театра кукол никогда не остаётся без внимания.

Может быть, вам случалось задумываться или пытаться ответить на резонный вопрос вашего ребёнка: а кто придумал кукольный театр? Увы, имени гениального изобретателя мы никогда не узнаем, – и даже истоки появления театра кукол неоднозначны для историков, но, безусловно, уходят корнями в глубокую древность.

 

Современному человеку неочевидна связь современных представлений с древними мистериями Египта и Крита, Шумер и Греции, однако она есть. Куклы-статуи, истуканы, изображающие не желавших показаться народу богов, делали смысл религиозного торжества ясным и наглядным для народа. А способность некоторых кукол-богов двигать конечностями, лить слёзы или кивать добавляла и зрелищности, и убедительности.

Древнейший кукольный театр найден в 1904 году при раскопках в Антиное, Египет. Историки датировали его XVI веком до нашей эры, а изображал он мистерию воскресающего Озириса.

В средневековой Европе, несмотря на неоднозначное отношение Церкви к зрелищам вообще, театрализованные представления на религиозные сюжеты, в том числе и кукольные, были весьма популярны.

Представления же с актёрами-куклами так полюбились жителям европейских городов и деревушек, что без них не обходилась ни одна ярмарка, ни один праздник.

Сюжеты представлений из сугубо религиозных быстро превратились в злободневные: в них высмеивались продажные судьи, неправедные клирики, жадные и жестокие помещики и бароны...

Нетрудно догадаться, что и с властями, и с церковным начальством у странствующих кукольников были серьёзные проблемы!

В России народный кукольный театр также имеет древнейшую историю: «вертепные» рождественские представления известны по историческим источникам с 15 века, а народный театр Петрушки, он же итальянский Пульчинелла, английский Панч, французский Полишинель, венгерский витязь Ласло, – подробно описан немецким путешественником Адамом Олеарием в 1636 году, хотя, несомненно, он гораздо древнее.

Официальная история театра кукол в России началась при Петре Великом: в 1700 году по стране гастролировали две труппы кукольников. А позже, при Анне Иоанновне, в Санкт-Петербурге действовали целых четыре кукольных театра.

Труппы были приглашены из Италии, а билеты в театр продавались по вполне демократичным ценам. К тому же времени относится и первая театральная рецензия на кукольное представление, появившаяся в «Санкт-Петербургских ведомостях», отметившая остроумие и глубину кукольного спектакля, «способного существо вещей показывать».

Дата публикации
15.02.2010 г.

Топ новости

Новости по теме