Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Выглядки», или что происходит в Белгороде в ночное время?

В минувшее воскресенье театр «Новая сцена» открыл новый театральный сезон. На этот раз в игровую площадку превратился фонтан, расположенный неподалеку от маркета «Гулливер» на ул. Конева в Белгороде. Для первого показа в новом театральном году режиссер театра Оксана Погребняк приготовила премьеру – спектакль «Выглядки» по одноименной пьесе Вадима Леванова.

Приблизительно за неделю до открытия сезона я адресовала несколько вопросов к режиссеру театра «Новая сцена» Оксане Погребняк. Тогда Оксана планировала представить премьеру 24 сентября, потом 25, а в итоге все случилось 26.

«Выглядки», или что происходит в Белгороде в ночное время?

В чем причина? Фактическое отсутствие полноценной репетиционной базы и, соответственно, места для публичных показов. К примеру, 25 сентября назначенное мероприятие (все должно было проходить в малом зале БелГИКИ) не состоялось из-за технических неполадок.

В вузе отключали свет на два дня. Однако Оксана недоумевает: «Ведь нам и не нужен свет, наоборот, спектакль играется в полной темноте и только у актеров фонарики в руках. Нашелся и магнитофон на батарейках». На этот вопрос убедительных аргументов не последовало. Труппа вышла из положения, подыскав место на улице.

Премьера спектакля «Выглядки» на улице Белгорода

Но Вы же понимаете, что наша улица – место крайне специфическое. Шумы и свет разной природы – факторы, мешающие и игре актеров, и восприятию действия зрителями. Случай с «Выглядками» исключением не стал.

Приходилось все время концентрировать внимание и напряженно вслушиваться в происходящее. Но сложность состояла еще и в том, что актеры говорили на повышенных тонах, кричали по преимуществу.

Для адекватного восприятия слишком мало интонационных перебивок, нет цикла тихо – естественно – повышенная интонация – крик и т.д. Определенная монотонность создает впечатление неестественности и усложняет понимание текста.

Я даже пожалела, что познакомилась с пьесой Леванова накануне. Попробую в следующий раз обойтись без этого для чистоты эксперимента, так сказать.

Спектакль «Выглядки» в постановке белгородского театра «Новая сцена»  Сцена из спектакля «Выглядки»

Что хочется проверить? А информация вообще циркулирует от актера к зрителю, или так и не доходит до него, или доходит, но частично?

Кстати, в уже упомянутой беседе с Оксаной, режиссер «Новой сцены» рассказала, что она организовывает тренинги по актерскому мастерству. Каждый желающий может поучаствовать в них и, если ему придется это по душе, остаться в коллективе. К радости Оксаны, последний продолжает расти.

Но вернемся к вчерашней премьере. Здесь не могу не привести еще один фактор, не совместимый с театральной постановкой, – люди, не готовые это воспринимать и мешающие процессу.

Представьте себе ситуацию: вечером в воскресенье на улице собрались «отдыхающие». Одни с детьми гуляют, другие пиво пьют – словом, все по тем или иным причинам здесь собрались.

 Сцена из премьерного спектакля «Выглядки» (режиссер Оксана Погребняк)

И вот они видят или слышат, что происходит нечто, доселе им незнакомое. Ну, правда, ведь не каждый день под вашими окнами или в вашем дворе устраивают театральные представления. Как к этому относиться, они не знают – не было у людей такого опыта.

Да, про театр слышали, но не хаживали, или хаживали, но без особого энтузиазма или понимания. Ведь что в представлении многих театр? Сдается мне, что здание БГАДТ им. М.С. Щепкина. Именно здание. Оно ведь такое монументальное, настроение там формируется сразу же серьезное.

И вот такой молодой человек с пивом уже туда не пойдет, а придет и просидит торжественно все необходимое время, осознавая, что происходит что-то важное. Заложено во многих из нас так.

Однако можем ли мы требовать от людей с пивом, чтобы они начали это воспринимать как должно? Для меня вопрос открытый. На мой взгляд, театр не нужно насаждать, тем более не нужно навязывать свое видение чего бы то ни было. В театр ходят по внутренней потребности и воспринимают происходящее там в соответствии с собственным интеллектуальным и эмоциональным опытом.

На улице Конева в Белгороде показали премьеру спектакля «Выглядки»

Обратимся, наконец, к литературному тексту, положенному в основу вчерашнего перфоманса.

Итак, пьеса «Выглядки» современного тольяттинского драматурга Вадима Леванова. Завсегдатаям театральных представлений «Новой сцены» он должен быть знаком по произведению «Раз, два, три», которое Оксана уже инсценировала.

Помните историю трех девочек, которые вели предсмертные монологи? Желая встретиться со своим кумиром Куртом Кобейном, они прыгнули с 15 этажа. Только под этим внешним романтизированным мотивом скрываются весомые причины такого поступка – искалеченные судьбы всех трех героинь. Видимо, тема «детского мира» важна и значима для этого автора.

Внешний сюжет «Выглядок» же восстанавливает трагедию двух маленьких мальчиков. Дети ждут свою мать, но та пьет, не ночует дома и, похоже, вовсе забыла о том, что она кого-то когда-то родила.

Они провели много суток одни, запертые и забытые в квартире. Мальчики доведены до исступления и полного истощения. Финал страшен – смерть тех, кто только начинает жить.

Сцена из спекталя «Выглядки» в постановке Оксаны Погребняк

Эти дети и есть «выглядки». Конечно, в приступах гнева мать применяет к ним другое слово, нам не трудно догадаться какое… Но чистые малыши слышат именно «выглядки», ведь они все время выглядывают из окна, не идет ли мама?

У текстов новой драмы всегда много прецедентов в предыдущей литературе и культуре, что естественно. Все перечислять не буду, да мне это и не удастся. Напомню о двух.

Конечно, концепция «особого отношения» к детям Ф.М. Достоевского (вслед за ним и Ф.К. Сологуба) – ангелы земные, чистые и светлые, люди идеальные. Разговор Ивана и Алексея Карамазовых («Братья Карамазовы») о том, что даже высшая гармония невозможна, порицаема и не стоит и «слезинки хотя бы одного замученного ребенка».

И второй – эпизод с Фридой (роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова). Вспомните, женщина задушила своего ребенка платком, который впоследствии ей подавали, как знак непрощенного и несмываемого греха. А ведь Михаил Афанасьевич не выдумал эту историю, а взял и художественно интерпретировал публикации из немецких газет того времени.

Такие случаи тогда были очень часты, как впрочем, и сегодня. Тема актуальна и, как и в прошлом, не решаема, что страшно.

Конечно, пьеса Леванова или кого бы то ни было проблему не решит. Однако, прочитав подобное произведение или увидев спектакль, большинство людей по-иному взглянут на свои взаимоотношения с детьми. Хочется в это верить.

Если говорить о названии, то можно притянуть еще один смысл – ад кромешный. По задумке режиссера и зрители, и актеры должны были находиться во мраке, а две главные героини (роли мальчиков исполнили актрисы Юлия и Ксения) и группа ребят (как я поняла, уже ушедшие из жизни по схожим причинам дети), вторивших им, фонариками должны были высвечивать себя или того или иного из зрителей.

Уличные фонари и другой искусственный свет помешали осуществить это в полной мере. Жаль, тогда бы смысловая нагрузка была бы очевиднее не только с рациональной точки зрения (мы поняли, зачем так), но и с точки зрения эмоций и ощущений.

По предварительным данным, уже назначена дата следующего показа спектакля «Выглядки» – 2 октября. Вообще, ребята и их режиссер очень активны.

«Наташина мечта-2» по пьесе Ярославы Пулинович, пьесы белгородского автора Вероники Масловой, Ивана Вырыпаева и др. – в планах театра «Новая сцена» постановка множества новых спектаклей и осуществление других творческих проектов.

Оксана Погребняк продолжит экспериментировать с пространством и зрителями. Кроме того, режиссер хочет предоставить возможность своим студентам самостоятельно поставить одноактные спектакли, которые, возможно, войдут в репертуар «Новой сцены».

Пожелаем ребятам осуществления задуманного и дальнейшего развития!

Дата публикации
27.09.2010 г.
Автор

Новости по теме