Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Трижды три» – третья премьера «Спич’ки»

Пьеса французского драматурга Жака Жуе «Трижды три желания, или Умение загадывать» получила новое прочтение режиссера белгородского молодежного театра «Спич’ка» Оксаны Половинкиной. Вследствие чего вчера в диско-зале ДК БГТУ им. Шухова перед любителями «новой драмы» предстал третий спектакль «Спич’ки», восстановленный «Трижды три».

Почему восстановленный? Дело в том, что именно по этой пьесе Оксана уже делала постановку, которая стала дипломной работой будущего режиссера. И положительные зрительские отклики тогда решили выбор в пользу дальнейшего ее существования уже в рамках «Спич’ки».

Белгородский молодежный театр «Спич’ка». Спектакль «Трижды три»

Пьеса, положенная в основу спектакля, действительно необыкновенна как по своим жанровым особенностям, так и тематико-идейным аспектам. Все свои достоинства она отдает и театральной версии. Сама Оксана определяет жанр как «современный фарс», добавляя, что ракурс раскрытия темы «добрый, но ироничный». Думаю, это вполне оправданно.

«Трижды три» – третья премьера «Спич’ки»

Фарс – самый популярный жанр средневековой эпохи, небольшие комические пьесы. Оперирует фарс масками. В «Трижды три» их шесть по количеству ролей – невзыскательный и глуповатый Муж (Т. Редкозубов) и сварливая и корыстная Жена (Н. Прочай), Ослик (Т. Редкозубов) и милашка Сабина (Н. Прочай), противоречивая девушка Жанна по фамилии Кана (Н. Прочай) и, конечно, Некто (Роман Рощупкин), т.е. Бог, предстающий в каждом из трех актов в разных ипостасях – Прокаженный, Удод и Жаба.

Белгородский молодежный театр «Спич’ка». Спектакль «Трижды три»  Белгородский молодежный театр «Спич’ка». Спектакль «Трижды три»

По форме спектакль представляет собой минитриптих («Глухой из глухих», «Мыслящий ослик», «Тот, кто в жабьей шкурке») притчевого характера, действия в котором объединены единой тематикой и одним героем – Богом.

С формой и основообразующими элементами повествования связано и название пьесы и спектакля. Три действия, три ипостаси Бога, три желания, а в случае с Осликом – три желания, возведенные в третью степень.

Белгородский молодежный театр «Спич’ка». Спектакль «Трижды три»

Внешний сюжет: Бог обретает материальную сущность и спускается на землю взглянуть на творение своих рук – человека. Супружеской чете он предстает в виде Прокаженного, Ослику – в виде Удода, девушке Жанне – в виде Жабы. Каждому Создатель обещает исполнить три желания. Что лучше обнажит человеческое естество как ни желания?

Зрители спектакля Оксаны Половинкиной «Трижды три»

Ничего не слышащий Муж просит вернуть ему слух, далее загадывает абсолютно абсурдное желание – способность нести куриные яйца. Не вытерпев брани Жены, вновь отказывается от возможности слышать.

Осел (тот же человек) получает дар речи и, загадывая одно никчемное желание за другим, всегда на третьем просит еще три новых. Не удовлетворяясь обретенным, он возжелает смерти.

Тимофей Редкозубов и Роман Рощупкин в сцене из спектакля «Трижды три»  Белгородский молодежный театр «Спич’ка». Спектакль «Трижды три»

Девушка Жанна по фамилии Кана мечтает о всегда гладких ножках и милом носике. Однако ее первоначальная легкомысленность обрывается, когда она просит поменяться с Богом местами – желание, которое приводит в тупик самого Творца.

Стоит отметить, что возможность загадывать желания появляется после своеобразного усилия со стороны человека или изменения. В первом акте это объятья и поцелуй с Прокаженным, во втором – животное начинает говорить, в третьем – девушка целует Жабу. Сразу проглядывают прецеденты в культуре, в основном религиозной.

«Трижды три» – третья премьера «Спич’ки»

Так, Прокаженный считался человеком, отмеченным Богом. В Евангелие от Марка можно встретить упоминание о том, как Иисус коснулся прокаженного и очистил, исцелил его. А ведь в то время прокаженные существовали за гранью жизни, путь в общество им был закрыт.

Ситуация, когда герой или героиня целует лягушку или жабу и та превращается в прекрасных юношу или девушку, хорошо известна. Но помимо мифологического подтекста наличествует снова религиозный.

Белгородский молодежный театр «Спич’ка». Спектакль «Трижды три»  Режиссер и актриса Оксана Половинкина

Фамилия Жанны – Кана. В Евангелие от Иоанна есть описание, как Иисус сотворил свое первое чудо – вино из воды. А случилось это во время брачного пира в городе Кане Галилейской недалеко от Назарета.

В отличие от многих авторов у Жака Жуе эти прецеденты лежат на поверхности, текст содержит явные подсказки. И это знание усиливает понимание того, как люди, четко не осознающие, чего желать, вечно томящиеся жаждой наживы и страдающие от своей ненасытности, являются лишь «сборищем глупцов».

 Наталья Прочай и Роман Рощупкин в спектакле «Трижды три»

Этому осознанию и способствует смех, природа которого известна – нивелирование проблем, о которых непринято говорить, но в самом этом нивелировании и содержатся знания и дискуссия о них.

Вообще выбор крайне интересных, но сложных для постановки текстов талантливых авторов – то, что отличает Оксану Половинкину. Но, безусловно, режиссер при выборе пьесы всегда ориентируется на возможности своих актеров. В «Трижды три» задействованы три человека – Наталья Прочай, Роман Рощупкин и Тимофей Редкозубов.

Белгородский молодежный театр «Спич’ка». Спектакль «Трижды три»

Наталья уже знакома постоянным зрителям театра «Спич’ка» по спектаклю «Монодиалоги». Девушка отличается крайней раскрепощенностью на сцене, что делает ее искренней и убедительной в своей роли. Она может быть достаточно разной – от взбалмашной Жены в первом действии до упертой Сабины во втором, и легкомысленной и глубокой, непредсказуемой, и трогательно серьезной в заключении.

Тимофей Редкозубов очень органично вписался в жанр пьесы. Его игра не раз вызвала смех и улыбки на лицах зрителей. Правда, Тимофей напоминал, скорее, немецкого бюргера, чем француза, но от того было еще забавнее. На мой взгляд, сыграть комичную роль крайне сложно, Тимофей же хорошо справился со своей задачей.

Белгородский молодежный театр «Спич’ка». Спектакль «Трижды три»  Зрители спектакля Оксаны Половинкиной «Трижды три»

Не совпала подобная оценка в случае с Романом Рощупкиным. Временами казалось, что молодой человек плохо понимает, о чем говорит, в некоторых местах это выдавали и неуместные жесты. Особенно это касалось очень забавных моментов – создавалось ощущение, что Роман смешит не своей игрой, а самим текстом, который ироничен априори.

А роль-то была доверена главная. В последнем действии, когда смех в повествовании начал стихать, а обнажились мотивы взаимоотношения полов, возможности Романа оказались как нельзя кстати – образ мужчины, пробужденного и упоенного женщиной, ему дался.

 Роман Рощупкин

Конечно, всем ребятам не хватает пластики, а в комических ролях ее значение особенно высоко. Будем надеяться, что у молодых актеров все впереди.

Что касается организации пространства сцены, то она как всегда минималистична – не выставлен специальный свет, из декораций один кусок синей материи, символизирующий водоем.

«Трижды три» – третья премьера «Спич’ки»

Но какого результата можно добиться, если расстелить эту материю, разбросать на ней кораблики и поставить в ее центр актера, играющего Бога! Ощущение тотальности и глобальности последнего, пожалуй, лучше и не передать.

Вот такой спектакль получился у «Спич’ки» – смешной, трогательный и очень глубокий.

Дата публикации
22.10.2010 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме