Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Играть то, что чувствуешь!»

Таково профессиональное кредо музыканта, которого называют одним из самых интересных представителей джазовой традиции в российской музыке, Валерия Киселева. Именно в этом кроется секрет того, что Валерий и его Ансамбль классического джаза вызывают неподдельный интерес и восторг у публики. Возможность соприкоснуться с джазовой культурой получили и белгородцы. Сегодня вечером в концертном зале МКЦ БелГУ Валерий представит свою программу «Серенада лунного света», посвященную Гленну Миллеру.

О джазе, предстоящем концерте и музыкантах корреспондент «А-фишки» побеседовала с Валерием Киселевым накануне.

«А-фишка»: Если бы Вам предложили в нескольких словах передать сущность джаза, как он Вами понимается и чувствуется, чтобы Вы сказали?

Валерий Киселев: Свобода импровизации, полет мысли и фантазии в сочетании с доведенной до совершенства техникой. Это все равно, что выучить новый язык и заговорить на нем свободно. Джаз для музыканта – это образ жизни, хобби и профессия вместе взятые. Большое счастье заниматься джазом и жить им.  

 Федор Андреев, Валерий Киселев, Сергей Баулин, Всеволод Тимофеев

«А-фишка»: Насколько Вы разделяете слова Дюка Эллингтона, а после любимое изречение Гленна Миллера «Это не вещь, если в ней нет свинга»?

В. К.: Свинг – это довольно широкое понятие. Есть понимание свинга как традиции, направления в музыке. В 30-е гг. прошлого века слово «джаз» было не популярно: оно ассоциировалось с не очень легальными заведениями, с Гарлемом, негритянскими кварталами. И тогда придумали слово «свинг», появилась свинговая музыка, свинговые танцы, свинговая эстетика. В этом значении слово «свинг» имеет к нам самое непосредственное отношение, поскольку мы играем свинговую музыку именно этой эпохи. Люди слушали ее по радио, покупали пластинки, расходившиеся огромными тиражами.

Но есть и другой аспект понятия «свинг» – чисто профессиональный. Особенное отношение к ритму, ко времени в музыке. Словами это трудно объяснить. Даже Луи Армстронг говорил, что, «если Вы спрашиваете, что такое свинг, то Вам этого никогда не понять». То есть точного определения, что такое свинг дать еще никому не удалось.

Валерий Киселев  В Белгороде, в концертном зале МКЦ БелГУ Валерий представит свою программу «Серенада лунного света»

«А-фишка»: Дайте поговорим о программе. Какие композиции в нее входят? И уместно ли выделять среди них главные, основообразующие для концерта?

В. К.: Часть программы составляют произведения из всемирно известного фильма «Серенада Солнечной долины», который прибыл в Советский Союз с военным конвоем в 1944 году. Музыку к этому фильму написали Мак Гордон и Гарри Уоррен. В нашей программе есть фантазия, в которую вошли все мелодии из этого знаменитого фильма, а также «St. Luis Blues», «Little Brown Jug» и «String of Pearl», которые стали настоящими символами золотой эры свинга.

«А-фишка»: Расскажите, пожалуйста, о музыкантах вашего ансамбля.

В. К.: В Ансамбле работают известные московские джазмены: на саксофоне Сергей Баулин, на контрабасе Владимир Черницын, за роялем Всеволод Тимофеев и на барабанах Федор Андреев.

«А-фишка»: Гленна Миллера называют авторитарным, жестким и педантичным музыкальным лидером. В вашем ансамбле есть место подобному диктату или отношения выстраиваются как-то иначе?

Автограф для читателей «А-фишки» Валерий Киселев рассказал кореспонденту «А-фишки» о предстоящем концерте

В. К.: Действительно, Гленн Миллер прослыл очень строгим лидером. В его портфеле всегда лежали готовые заявления о двухнедельном увольнении. Пристально следил за дисциплиной, одеждой музыкантов. Дело доходило до курьезов. Это не удивительно, ведь Гленн был бизнесменом, кстати, как и его друг Бенни Гудмен, которому у нас тоже посвящена целая программа. Один американский критик сказал, что «эти два парня настолько жесткие бизнесмены, что, если бы они взялись не за музыку, а за что-нибудь другое, то у них бы это непременно получилось».

Что касается нашего Ансамбля, то мы все свободные люди, художники, у нас совершенно иные творческие связи. Быть может, это зависит от характера руководителя. Я не диктатор. Мы все на «ты». У нас дружеские отношения.

«А-фишка»: Были ли в вашей жизни музыкальные наставники, прямые или косвенные, которые позволили Вам стать тем, кем Вы стали, профессиональным джазменом?

В. К.: Во-первых, я должен назвать своих учителей по кларнету, это классические музыканты. Я окончил музыкальное училище в городе Иваново. Моим педагогом был Александр Никифорович Логинов. За годы учебы в Московской консерватории мне больше всего запомнились уроки выдающегося кларнетиста, профессора, Народного артиста России Владимира Александровича Соколова. Кроме произведений, положенных по программе, он проходил со мной многочисленные симфонические соло. Повлияли на мой профессиональный рост программы, сыгранные с дирижерами Геннадием Рождественским, Фуатом Мансуровым, Мстиславом Ростроповичем (в качестве и виолончелиста и дирижера), пианистом Эмилем Гилельсом и многими другими.

Позже я познакомился с композитором, пианистом, педагогом Юрием Ивановичем Маркиным. Стал брать у него уроки по джазовой импровизации и аранжировки. Играл в его ансамблях.

Особое место в моей жизни занимают периоды работы в оркестре Анатолия Кролла, в ансамбле «Каданс» Германа Лукьянова и в оркестре Олега Лундстрема.

«А-фишка»: Вы успели взглянуть на Белгород? Если да, какую композицию Вы бы выбрали, чтобы выразить впечатление от него?

В. К.: Честно говоря, мы только приехали в Белгород и я мало что пока видел: университет, панораму ночного города и улиц. Завтра на концерте, надеюсь, белгородские любители джаза почувствуют то, о чем я говорил на протяжении всей нашей беседы. До встречи на концерте!

Дата публикации
03.12.2010 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме