Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Розовая дама Оксаны Погребняк

Вчера в одной из белгородских кофеен режиссер молодежного независимого театра «Новая сцена-2» Оксана Погребняк представила новый моноспектакль «Оскар и Розовая дама». В основу постановки легла одноименная пьеса современного французского писателя и драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта.

«Оскар и Розовая дама» – произведение экзистенциально-философское. Наряду с тремя пьесами оно входит в «Цикл о незримом». Объединенные общей тематикой – духовность и религия – они раскрывают авторское восприятие религиозных конфессий.

Розовая дама Оксаны Погребняк

«Оскар и Розовая дама» обращает нас к христианству, но теология у Шмитта не довлеет над читателем-зрителем, здесь нет догматизма, морализаторства и ухода в аскезу. Концепция христианства у автора раскрывается через частную историю больного ребенка и его сиделки, что делает ее более близкой, понятной, а, соответственно, ценной.

Оскар, десятилетний мальчик, болен лейкемией. В больнице, где он доживает последние дни, за ним ухаживает одна из сестер милосердия в розовой униформе (отчего их и называют розовыми дамами). Мальчик и уже старая женщина крепко привязываются друг к другу, она становится для него не просто приходящей сиделкой, а Розовой мамой.

Розовая дама Оксаны Погребняк Розовая дама Оксаны Погребняк

Жаждущий жизни и в то же время знающий, что через двенадцать дней его существование завершится, Оскар не может примириться с этим. Растет пропасть отчуждения между ним и его родителями, оказавшимися растерянными и беспомощными в ситуации, когда их любимый сын умирает.

Розовая дама не дает мальчику впасть в отчаяние и остаться в полном одиночестве. Она придумывает для него две игры: представлять, что Оскар с каждым днем взрослеет на десять лет, и писать письма Богу, который будет ежедневно исполнять одно его желание, но не какое-нибудь вещественное (конфеты, игрушки и др.), а исключительно духовное.

Розовая дама Оксаны Погребняк

Иллюзия, созданная совместно с Розовой дамой, помогает ему как бы прожить полноценную жизнь и открыть для себя Бога, примириться с ним. Оскар влюбляется и завоевывает Пегги Блю, голубую девочку из соседней палаты. Она становится его женой. Где-то между сорока и пятьюдесятью у них случается размолвка, после которой, помирившись, они лишь упрочняют свои отношения.

Розовая дама примиряет Оскара и с родителями, вместе они празднуют последнее Рождество в его жизни. С каждым письмом к Богу мальчик все терпимее относится к своей участи, все мудрее – к окружающим, себе и осознанию Бытия. Он больше не пеняет, не винит никого. И в конце, тихо умерев, мальчик встречается с Богом.

Розовая дама Оксаны Погребняк Розовая дама Оксаны Погребняк

В европейской литературе уже был Оскар, который протестовал. Персонаж «Жестяного барабана» Гюнтера Грасса протестует против жизни: он хочет снова очутиться в утробе матери и прекращает расти. Шмитт создает своеобразную литературную полемику: его Оскар протестует против смерти, нелепой и скорой: благодаря вере он растет постоянно и насыщенно проживает последние дни, и обретает покой.

Структура постановки «Новой сцены-2» такова: после смерти мальчика Розовая дама читает письма к Богу, им написанные. Монолог ведется попеременно то от лица Оскара, то от лица Розовой дамы.

Розовая дама Оксаны Погребняк

С помощью света нас ориентируют в этом процессе: красный свет – область прошлого, там Оскар жив, он еще говорит с нами, свет желтый – снова мы возвращаемся к Розовой даме, которая вспоминает о мальчике. Есть еще синеватый свет, он включается в сценах с Пегги Блю (голубой воздушный шарик в спектакле).

В пьесе есть момент, когда родители дарят Оскару пластинку «Щелкунчик». Именно музыка из этого балета Чайковского послужила музыкальным оформлением спектакля, органично соединив литературный и театральный миры.

Розовая дама Оксаны Погребняк Розовая дама Оксаны Погребняк

Трогательные, удивительно красивые мелодии усилили сентиментальность происходящего. Атмосфера предстоящего Рождества, с одной стороны, светлого праздника, а с другой – времени надвигающейся смерти подкреплена и проекциями на стену с изображением падающих снежинок, распятого Иисуса. Кроме того, гирляндами и огоньками.

Оксана Погребняк исполнила роль и умирающего мальчика, и Розовой дамы. Ее голос неожиданно раздался из-под импровизированной больничной кушетки, громко и напряженно, сразу же вводя зрителя в спектакль.

Розовая дама Оксаны Погребняк Розовая дама Оксаны Погребняк

Такое активное начало грозит ослаблением внимания по мере развертывания действия. Собственно, иногда в случае с Оскаром монотонность возникала, персонаж начинал походить на своего литературного оппонента грассовского Оскара, слишком уж агрессивным и уверенным он выходил по началу.

Но впоследствии из игры Оксаны Погребняк это ушло, и зритель увидел маленького мальчика, который учится и научается жить, примиряясь со своей болезнью и скорой смертью. Все же, несмотря на иронию, которой щедро сдобрен текст Шмитта, герой Оскара получился, скорее, печальным и трагичным.

Розовая дама Оксаны Погребняк

Героиню Розовой дамы Оксана Погребняк воссоздала абсолютно полнокровно и точно. Старая одинокая женщина, обретшая новый смысл своего существования, – помощь больному мальчику, который так в ней нуждается, а она так рада дарить ему себя. Ради него Розовая дама становится сильной и изобретательной: и кетчисткой, и мамой, и даже Богом, ведь именно она становится адресатом его писем.

Розовая дама Оксана Погребняк дышит на Оскара с непередаваемой любовью и нежностью, она прячет сострадание и жалость глубоко в себе, чтобы не унизить этим больного ребенка. И чтобы в завершении уйти ото всех и выпустить на волю рвущиеся слезы.

Дата публикации
30.04.2011 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме