Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгородской филармонии впервые исполнили «Реквием» Алемдара Караманова

Большой вокально-симфонический концерт 29 октября завершил насыщенную концертную афишу месяца. Это был первый концерт филармонического абонемента приглашённых дирижёров «Виват, маэстро!» – с белгородским оркестром работал заслуженный артист РФ Евгений Бушков. Публике была предложена большая и сложная программа и все произведения для Белгорода – премьеры.

Тут есть своя закономерность, ибо за этот год маэстро Бушков приезжает в Белгород в третий раз. Его второй приезд в Белгород в марте 2011 г. состоялся через месяц после первого в феврале. В марте Евгений Бушков, помимо прочего, сыграл современную премьеру – 2-ю симфонию московского композитора Андрея Семёнова, имевшую хороший слушательский успех.

С белгородским симфоническим оркестром работал заслуженный артист РФ Евгений Бушков

Тогда же в марте дирижёр предложил филармонии подготовить публике ещё одну современную премьеру, что и было исполнено 29 октября. Это исполнение – «Реквием» для 4-х солистов, хора и оркестра ушедшего из жизни 3 мая 2007 г. украинского (крымского) композитора Алемдара Караманова – стало для слушателей настоящим музыкальным потрясением.

Помимо артистов Белгородской филармонии – оркестра, камерного хора под управлением Елены Алексеевой и солистов: заслуженных артистов РФ Светланы Ломоносовой, Нины Стрижовой, Владимира Бойко были приглашены Воронежский хор «Академия» под управлением заслуженной артистки РФ профессора Ольги Николаенко и солиста московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко лауреата международных конкурсов Валерия Микицкого (тенор).

В концерте принял участие Воронежский хор «Академия» под управлением заслуженной артистки РФ профессора Ольги Николаенко

«Реквием» Караманова исполнялся во втором отделении после двух чисто симфонических премьер – «Метаморфозы» Adagio для струнных (1944–1945) Рих. Штрауса и Концертной симфонии для скрипки, виолончели, гобоя и фагота с оркестром Си-бемоль мажор (1792) Й. Гайдна.

Переклички первого и третьего произведения программы вряд ли случайны – своего рода траурная ода («Метаморфозы») и траурная месса («Реквием»), но как же они различны по смыслу!

Р. Штраус писал «Метаморфозы» под впечатлением американской бомбёжки Мюнхена, разрушившей оперный театр, с которым была связана вся его жизнь. Надгробный плач по поруганной великой немецкой культуре символизирует короткий мотив из 2-й части («Похоронный марш») 3-й симфонии Бетховена.

Солисты Белгородской филармонии Светлана Ломоносова, Нина Стрижова, Владимир Бойко и московский гость Валерий Микицкий (слева)

Более двадцати минут слушатель погружается в напряжённый, непрерывно-разворачивающийся поток скорби – для оркестра исполнить такую медленную пьесу было, конечно, испытанием, выдержанным достойно.

Концертная симфония Й. Гайдна в трёх частях Си-бемоль мажор опус 84 сочинена в 1792 г. Солисты – артисты белгородского оркестра Ирина Бывальцева (скрипка), Ирина Александрова (виолончель), Сергей Гончаров (гобой) и Константин Лапин (фагот). Живая, жизнерадостная, незаигранная (в Белгороде) музыка источала безмятежность, вздыхала легкой грустью, искрилась радостью.

О композиторе Алемдаре Караманове многие белгородцы впервые узнали на вчерашнем вечере. Знакомство с этой великой музыкальной личностью нашей современности – из разряда тех, что могут перевернуть всю жизнь (как сам композитор в 34 года сделал крутой поворот в своей жизни).

В Белгородской филармонии впервые исполнили «Реквием» Алемдара Караманова

О музыке «Реквиема» мало сказать, что она потрясающая, хотя это именно так. Потрясает единство жизненной философии композитора, запечатленной в звуках его «музыкальной религии», и одновременно простота, доходчивость и открытость его музыкальных исповеданий и его музыкального языка.

«Реквием» создан в 1971 г., но записан в партитуре в 1991г. 12-частная композиция на тексты латинских молитв написана по всем канонам жанра, но, в отличие от траурных месс многих знаменитых авторов прошлого, «Реквием» Караманова – это путь к свету вечной жизни, это обещание надежды.

Солисты – артисты белгородского оркестра Ирина Бывальцева (скрипка), Ирина Александрова (виолончель)

Сегодня огромнейшее наследие Караманова (композитор писал, в основном, крупные симфонические и вокально-симфонические произведения религиозно-философского содержания) звучит во многих городах и странах.

Евгений Бушков исполнил «Реквием» в Москве в 2005 г. с государственным симфоническими оркестром «Новая Россия» и Государственной академической хоровой капеллой им. А.А. Юрлова. Услышав это исполнение в записи, автор назвал его «совершенным». Это была российская премьера.

У Белгородской филармонии прибавляется поводов для гордости, потому что эта необыкновенная музыка «гения» (словам А. Шнитке) в числе первых российских исполнений с большим успехом прозвучала в Белгороде.

Дата публикации
30.10.2011 г.
Автор

Новости по теме