Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Красота правды Станислава Молодых

23 января Станиславу Молодых исполнилось бы 70 лет. Хотя практически вся творческая деятельность его связана с Петербургом, сердцем он всю жизнь оставался привязан к родной белгородской земле. Памяти художника был посвящён вечер, прошедший в Белгородском государственном художественном музее, что неудивительно – возвращаясь в Белгород, Молодых непременно появлялся в художественном музее и подолгу общался с картинами. Знал белгородских живописцев он очень хорошо и был в курсе художественной жизни области.

Родился Станислав Семенович в тяжёлую военную зиму 1942 года, рисовать начал с пяти лет, а будучи уже юношей, регулярно наведывался в Москву посмотреть работы великих художников воочию. Время было трудное, денег на путешествия мало, и Станислав в любую пору, зимой и летом, отправлялся в путь на крыше вагона.

Работы художника С.С. Молодых в Белгродском государственном художественном музее

Позже, окончив Курское художественное училище и заработав трудовой стаж школьным учителем рисования, поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, знаменитую «репинку». Кстати Репин для Молодых всегда был любимым художником, образцом, идеалом. «Увидеть бы как Репин кладёт мазок – а там можно и умереть», – говаривал художник.

Вечер памяти художника С.С. Молодых прошел в БГХМ 

Действительно, монументальные исторические полотна Станислава Молодых ближе всего к репинской манере. «Пугачёвщина», «Смута», «Александр Невский», «Русский бунт», «Год 1929»… Перечень можно продолжить. Работа над пятиметровыми полотнами велась сверхосновательно – подбирался исторический реквизит, тщательно отыскивались прототипы персонажей. Здесь всё правдиво – и в деталях, и в замыслах. История России привлекала Молодых и была основной его темой.

Работы художника С.С. Молодых в БГХМ В БГХМ открылась выставка работ С.С. Молодых

И всё же самой любимой картиной, выстраданной (и непривычной для советской эпохи) стала «Психушка». Картина имела неожиданный для автора успех, а для кого-то и явилась поводом назвать его диссидентом. Но сам Молодых вовсе не стремился к иносказаниям, его творческое кредо было писать правду: красота кроется в правдивости, искренности, достоверности творчества художника.

В Белгородском художественном музее открылась выставка картин С.С. Молодых (к 70-летию художника)

Все, кто знал Станислава Молодых, отмечают его аскетическую скромность в быту. Резинка, которой подвязаны очки, отсутствие подкладки на пиджаке, которая разрывалась на обтирочный материал для кистей – облик совершенно нетипичный для академика, знаменитого живописца.

Художник Владимир Нестерков рассказывает о Станиславе Молодых

А вот за палитрой он становился настоящим артистом, за которым можно было наблюдать бесконечно, вспоминает художник Владимир Нестерков. О неуёмной энергии, неизменной доброжелательности, готовности поделиться своими идеями, о том, как не чурался поучиться у коллег, пусть даже более молодых, рассказывали художник Иван Чернышев, писатель, автор фильма «В историю макая кисть» Евгений Дубравный, журналистка Галина Соболь. Кстати, с журналистами Станислав Семёнович общаться не слишком любил, и вызвать его на откровенность, да и вообще – встретиться, было нелегко.

Сестра художника Молодых Надежда Семеновна и Е. Дубравный

Жизненный путь Станислава Молодых окончился, когда ему был 61 год – не возраст для художника, а только расцвет творческих сил. Окончился неожиданно, трагически и нелепо. Русский художник по крови и по духу, он никогда не выезжал за рубеж, и только на седьмом десятке поддался на уговоры и отправился в США. Ехать он не хотел, как признавался друзьям – «на сердце тяжело» было. В полете над Японией сердце художника остановилось. Друзья по сей день уверены – не будь этой злополучной поездки, Станислав Семенович здравствовал бы и поныне…

Белгородские художники И. Чернышев и В. Нестерков поделились воспоминаниями о С.С. Молодых на вечере его памяти в БГХМ

Случилось это в 2003 году, денег на доставку тела на родину не нашлось ни в административном ресурсе, ни в творческом союзе, и тело Молодых кремировали. Прах его захоронен в Петербурге. Остались картины и память – память о художнике, и память историческая, запечатлённая в его картинах.

Дата публикации
27.01.2012 г.
Автор

Новости по теме