Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде начались регулярные концерты органной музыки

27–29 января в Органном зале Белгородской государственной филармонии проходили концерты органиста БГФ лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина (молодой музыкант в этом году закончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу профессора Д. Зарецкого). Программа каждого из трёх концертов незначительно варьировалась.

Белгородские слушатели продолжают знакомиться с органом. Устройство органа, его особое звучание, основы органного репертуара – всё это не могло не быть предметом первых концертов.

Выдающийся либеральный мыслитель XX века, английский философ и историк сэр Исайя Берлин сказал: «Когда ангелы говорят друг с другом, они играют Моцарта, когда с Богом – Баха». Недаром за органной музыкой И.С. Баха (1785–1850) закрепились эпитеты «божественная», «возвышенная», «величественная». Величавое звучание органа – атрибута протестантской (лютеранской) церкви – доносит и до современного слушателя изначальную атмосферу места, где человек оказывается наедине с Богом. Вся органная музыка прошлого – от И.С. Баха до Сезара Франка (1822–1890), который большую часть жизни был органистом парижской церкви Св. Клотильды, – была написана практикующими церковными органистами.

В Белгороде начались регулярные концерты органной музыки

Основная часть органных сочинений Баха, которые звучали в филармонических концертах 27–29 января – Токката и фуга ре-минор BWV 565*, Прелюдия и фуга до-минор BWV 549, Концерт для органа №1 Соль-мажор BWV 592, хоральная прелюдия фа-минор на хорал «К Тебе, взываю, Господи» BWV 639 – относятся к раннему, т.н. «веймарскому», периоду (1708–1717). В эти годы Бах работал камерным музыкантом и органистом придворной церкви герцога Эрнста Веймарского.

В концерте Тимура Халиуллина были представлены три различные ветви органного наследия Баха. Это – род «большой» 2-хчастной органной композиции концертного плана, где строгую полифоническую форму фуги предваряет импровизационная токката, прелюдия или фантазия.

Тимур Халиуллин

От лица огромного множества обработок хоралов и хоральных прелюдий Баха (хоралы – песнопения протестантской церкви), которые исполнялись во время церковной службы, представительствовала знаменитая хоральная прелюдия «К Тебе уповаю, Господи», знакомая по фильму Андрея Тарковского «Солярис» (эпизод невесомости).

Солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин (орган) Концерт в Органном зале БГФ

И, наконец, третий род – это Органный концерт, где орган трактуется как сольный светский инструмент, подобно скрипке или клавесину. Концерт трехчастен (быстро – медленно – быстро), стиль музыки лаконичный, лёгкий, прозрачный, танцевальный (в 1-й части), заметно отличается от пышности и драматизма «большой» полифонической формы Токкаты (прелюдии) и фуги и молитвенной внутренней сосредоточенности хоральной прелюдии.

Игра на органе всегда была прочно связана с импровизацией – свободным и логичным изложением собственных музыкальных мыслей. Авторская импровизация Тимура Халиуллина для педалей соло (педали – ножная клавиатура, как правило, из 32-х клавишей, содержащая регистры преимущественно низких звучаний) произвела большое впечатление на публику силой темперамента, мощью казалось едва сдерживаемого напора, конструктивной ясностью формы и очень необычным ладо-гармоническим языком.

Заслуженная артистка РФ Нина Стрижова (меццо-сопрано)

Тимур Халиуллин завершил концерт столь же развёрнутой как и его «Импровизация» пьесой французского композитора-романтика бельгийского происхождения С. Франка – Хорал №3 ля минор (из цикла «Три хорала», 1890 г.). Это виртуозное, очень популярное сочинение, входящее в репертуар многих органистов, отличается большим масштабом и симфоническим размахом.

Как уже убедились белгородские слушатели, орган очень уживчив и прекрасно сочетается с человеческими голосами, различными инструментами и инструментальными составами (включая симфонический оркестр). Поэтому в январских концертах Тимура Халиуллина принимали участие солисты Белгородской государственной филармонии заслуженная артистка РФ Нина Стрижова (меццо-сопрано) и Михаил Пидручный (Пан-флейта).

Последующие, прежде всего, февральские концерты в Органном зале БГФ, тоже пройдут под знаком «Орган плюс».

*Немецкая аббревиатура BWV означает «Bach-Werke-Verzeichnis» и переводится как «Указатель произведений Баха» или «Каталог работ Баха». Этот полный каталог-указатель был составлен в 1950 г. немецким органистом и музыковедом Вольфгангом Шмидером (Wolfgang Schmieder).

Дата публикации
29.01.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме