Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Станислав Дымов: «Лучший подарок для меня — метр холста!»
24 сентября в выставочном зале «Родина» открылась юбилейная ретроспективная выставка «Лабиринты снов», посвящённая 60-летию художника Станислава Дымова, который вот уже два года работает в должности директора этого выставочного зала. На выставке вниманию зрителей представлено более 80 живописных и графических произведений, созданных С. Дымовым с середины 1970-х годов по сегодняшний день.
Поздравить художника пришли мэр Белгорода Сергей Боженов, представители Общественной палаты Белгородской области, начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский и начальник управления культуры администрации г. Белгорода Андрей Колесников, представители учреждений культуры Белгорода и творческих союзов, члены региональных отделений Союза художников России из Белгорода, Курска, Ярославля, Сум, а также простые почитатели таланта Станислава Фёдоровича.
По случаю круглой даты звучали многочисленные искрение славословия, вручались грамоты и ценные подарки, но главное для себя художник озвучил в начале торжеств: «Лучшим подарком для меня всегда будет метр чистого холста!»
По окончании официальной части автор провёл экскурсию по своей выставке. Знакомство с ней начинается с картин, связанных с городом, в котором художник живёт вот уже более тридцати лет.
Есть здесь изображение небесного покровителя Белгорода — Святителя Иоасафа Белгородского, на фоне панорам старого и современного Белгорода. Немало внимания автор уделяет и старым белгородским домикам, многие из которых уже стёрты с лица земли и из памяти новых поколений горожан.
Помимо пейзажной живописи (как городских пейзажей, так и изображений природы, а также пленэрных этюдов), художник работает в жанрах натюрморта и портрета («Автопортрет» 1978 года, натюрморты). Здесь эти жанры представлены, так сказать, в чистом виде, но, как правило, художник смешивает их, дополняет их отсылками к миру сновидений, фантазий, и в результате получаются сложные по замыслу и композиции произведения, которые непросто отнести к тому или иному жанру.
В зелёном зале большой интерес зрителей вызвала инсталляция, которую составили фотографии из семейного архива художника, фотопортреты его дочери Юлии (автор — её муж Джей Джефер, художественная фотография), акварели его сына Алексея («Кот», архитектурные фантазии). Мольберт с неоконченной работой, предметы мебели воспроизводят уголок мастерской художника. На полке — книги белгородских писателей и поэтов, подаренных художнику авторами. Некоторые из этих книг проиллюстрированы Станиславом Дымовым (в зале экспонируются иллюстрации к книге Евгения Дубравного «Мои журавли»).
Здесь представлена и графика Станислава Дымова — главным образом, это рисунки пером (исключение — портреты известных исторических деятелей, «птенцов гнезда Петрова» Александра Меншикова, Бориса Шереметева и Гавриила Головкина, написаны темперой). Сюжеты во многом перекликаются с живописными полотнами, которые мы увидим в следующих залах. В частности, в рисунках присутствует интерес к античной мифологии (женщины мифологии — «Пандора», «Галатея», «Психея»), к теме «художник и модель», фантастическим женским образам («Девушка и цветы»).
Большинство живописных произведений так или иначе говорят о личности, о внутреннем мире художника, содержат глубокую символику, не до конца поддающуюся истолкованию. Это такие картины, как «Отчий дом», «Одиночество», «Странник», «Канатоходец», «Рассвет», «Сон художника».
Автопортреты всегда представляют особый интерес, поскольку в них художник особенно откровенен со зрителем, приоткрывая перед ним свой внутренний мир. В первом зале вы видели «традиционный» автопортрет художника, выполненный в ранний период творчества. Позднейшие автопортреты становятся больше по формату, сложнее по замыслу и композиции – «Автопортрет с желтыми цветами», «Автопортрет с ромашками».
В некоторых произведениях присутствует сочетание повседневных пейзажей и фантазий, иллюзий, снов, проникающих в этот повседневный мир («Тихая гавань», «Однажды вечером», «Странный сон», «Полет ангела»). Это придает картинам черты меланхолии, тоски по несбыточному, ностальгии. Философский подход отличает композиции «Вавилонская башня», как и «Триумфальная арка», где изображены пришедшие в запустение сооружения, призванные когда-то увековечивать великие достижения и триумфы.
Завершают выставку картины, создающие созерцательное настроение, наполняющие жизнь тихой радостью — «Звездопад», «Весенний дождик», «Вечерний натюрморт».
Заметим, что Станислав Дымов не очень любит давать названия своим работам: по его мнению, это значительно ограничивает собственный полет фантазии зрителя. «Зритель тоже должен работать», — говорит художник.
Творчество С. Дымова нельзя уместить в рамки какого-либо единого стиля или направления, будь то символизм, примитивизм или фантастический реализм. Художника привлекает то неуловимое, что скрыто за видимой реальностью, — запутанный, сложный мир фантастических, мифологических существ, мир сказки, мистики, снов. И в эти загадочные лабиринты приглашает своих зрителей художник.
- Дата публикации
- 25.09.2012 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Наталья Гончаренко (фото автора)