Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде впервые выступил камерный оркестр Алексея Уткина

1 декабря в Большом зале Белгородской государственной филармонии концертом Государственного академического камерного оркестра России дирижировал его художественный руководитель, прославленный гобоист Алексей Уткин. Прозвучали произведения 18 и 20 вв., написанные для струнного оркестра с солирующим гобоем и флейтой (флейта — Мария Чепурина, г. Москва).

Первый приезд в Белгород одного из старейших отечественных камерных оркестров и одного из крупнейших российских исполнителей на духовых инструментах стал настоящим праздником для белгородской филармонической публики.

В Белгороде впервые выступил камерный оркестр Алексея Уткина

Исполнительское искусство Алексея Уткина более двух десятилетий вызывает восторженные отклики во всём мире. Теперь и Белгород стал местом, где выдающегося российского гобоиста узнали не понаслышке.

Публику поразил и исключительно молодой возраст артистов оркестра (преимущественно до 30 лет); оркестра, которому недавно исполнилось 55. Камерный оркестр Московской филармонии (сегодня ГАКОР) был создан в 1957 г. выдающимся альтистом и скрипачом Рудольфом Баршаем, и долгие годы был лучшим советским камерным оркестром, который в 60–70-е гг. много гастролировал за рубежом.

Алексей Уткин

После того, как Р. Баршай в середине 70-х покинул СССР, оркестр возглавляли многие крупные музыканты. В 2010 г. руководить бывшим баршаевским оркестром предложили гобоисту с мировым именем, создателю и руководителю (с 2000 г.) камерного оркестра «Эрмитаж» Алексею Уткину. «Эрмитаж» посвятил себя исполнению старинной музыки и к настоящему времени выпустил 10 компакт-дисков.

Как исполнитель-виртуоз Алексей Уткин («золотой гобой России») входит в десятку лучших гобоистов мира. Он родился в Москве в семье музыкантов. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру у профессора Анатолия Петрова, завоевав в годы учёбы ряд наград на международных конкурсах.

В Белгороде впервые выступил камерный оркестр Алексея Уткина

Растущее мастерство игры на одном из самых сложных, капризных и своенравных духовых инструментов, постоянное расширение репертуара (А. Уткин играет весь оригинальный гобойный репертуар, а также является автором многочисленных переложений для гобоя) открыли ему путь к большой международной сольной карьере. Алексей Уткин играет на специально сделанном для него гобое знаменитой французской гобойной фирмы «Лорэ» и является её эксклюзивным артистом.

В Белгороде впервые выступил камерный оркестр Алексея Уткина

В Московской филармонии ГАКОР под управлением Алексея Уткина имеет персональный абонемент, который в этом году открылся концертом, посвящённым памяти Р. Баршая. Два произведения из этой программы — Концерт для гобоя До-мажор и Концерт для струнных in D («Базельский») И. Стравинского — вошли в программу белгородского концерта.

Концертный вечер в Белгороде начался одним из самых известных, часто исполняемых сочинений гобойного репертуара. Концерт в трёх частях для гобоя с оркестром До-мажор, как выяснилось в последние годы, ошибочно приписывался Йозефу Гайдну и даже вошёл в каталог его сочинений – Hob.VIIg.C1.

Концерт Государственного академического камерного оркестра России в Белгороде

Этот концерт был записан Алексеем Уткиным и оркестром «Эрмитаж» под именем Й. Гайдна в 2007 г. на компакт-диске под изящным названием «Если бы Гайдн писал для гобоя». Хотя сейчас исследователи решительно отвергают версию об авторстве Й. Гайдна, виртуозность сольной партии гобоя и его мягкий, чёткий выразительный тембр превосходно соответствуют добродушному обаянию музыки, ассоциирующейся у слушателей с именем Гайдна.

Флейта — Мария Чепурина, г. Москва

Прозвучавшая затем Сюита № 2 И. С. Баха для флейты, струнных и баса континуо (клавесина) познакомила публику с великолепной виртуозной флейтисткой Марией Чепуриной. Воспитанница московской средней специальной школы им. Гнесиных (где она сейчас преподаёт), М. Чепурина с 2001 г. является солисткой оркестра «Эрмитаж», тесно сотрудничая с А. Уткиным.

Соло на виолончели – Илья Пашинцев

Если в первом отделении были представлены самые известные сочинения гобойного и флейтового репертуара, то исполнение во втором Концерта для струнных in D 1946 г. («Базельский») Игоря Стравинского и Adagio для гобоя, виолончели (солист – Илья Пашинцев) и оркестра Доменико Циполи было для Белгорода премьерами.

«Базельский» концерт в трёх частях — первое послевоенное произведение Стравинского — был написан по заказу Пауля Захера, дирижёра камерного оркестра г. Базеля (Швейцария) в честь 20-летия оркестра. Концерт написан в т. н. неоклассический период творчества Стравинского, который характеризуется обращением к принципам музыкальной эстетики прошлых веков и стремлением их адаптировать к современной жизни.

Дирижирует Алексей Уткин

Музыка концерта, используя излюбленное выражение композитора, напоминает «шампанское брют». Лишённая конфликтных драматических столкновений, и, одновременно, остро экспрессивная, она запомнилась графичностью письма, кинематографической сменой эпизодов и ритмической изобретательностью, то прячущей, то обнажающей гримасы и улыбки танцевальности.

Концерт Государственного академического камерного оркестра России в Белгороде

Adagio Д. Циполи (1668–1726), сравнительно малоизвестного итальянского композитора эпохи барокко, можно поставить в один ряд с такими шедеврами барочной лирики как знаменитые пьесы А. Марчелло и Т. Альбинони. Циполи — композитор совершенно необычной судьбы. Будучи уже хорошо известен на родине, он в 1716 г. неожиданно становится послушником ордена иезуитов, и с миссией ордена отправляется в Южную Америку (Аргентину, Парагвай), где прожил последние годы и умер в 1726 г.

Заключением концерта стали два превосходных переложения танго А. Пьяццоллы («Забвение» и «Прощай Нонино»), к которым в качестве «бисов» присоединился ещё один Пьяццолла («Танго свободы»), а также прощальная шутливая улыбка «Польки» Стравинского.

Дата публикации
02.12.2012 г.
Автор

Новости по теме