Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде впервые прозвучал «Реквием» Верди

18 октября в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялась белгородская премьера «Реквиема» Дж. Верди для солистов, хора и оркестра. В исполнении принимали участие: симфонический оркестр, Камерный хор БГФ (главный дирижёр — Елена Алексеева), хор «Академия» (г. Воронеж, главный дирижёр — заслуженная артистка РФ, профессор Ольга Николаенко).

Солисты — Галина Зольникова (сопрано, г. Белгород) и московские гости — заслуженная артистка РФ Ксения Вязникова (меццо-сопрано), лауреат международного конкурса Дмитрий Хромов (тенор), заслуженный артист РФ Пётр Мигунов (бас). За дирижёрским пультом — заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин.

В Белгороде впервые прозвучал «Реквием» Верди

«Реквием» Верди, наряду с «Реквиемом» Моцарта, является наиболее часто исполняемым сочинением этого жанра, хотя в 2013 году, в год 200-летнего юбилея Верди, Messa da Requiem великого итальянца звучит, наверное, чаще, чем обычно.
Подсчитано, что существует 2000 произведений этого жанра (начиная с 15 века), но вердиевский «Реквием» вошёл в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной заупокойной церковной службы и потому столь же часто звучит в оперных театрах, как и концертных залах.

заслуженный артист РФ Пётр Мигунов (бас)

Появление Реквиема, единственного крупного не оперного сочинения в творчестве Верди, было инспирировано обстоятельствами личной жизни. На рубеже 60-70-х гг. Верди пережил потерю дорогих ему людей: отца, своего либреттиста и близкого друга Франческо Пиаве, гениального соотечественника Дж. Россини.

В Белгороде впервые прозвучал «Реквием» Верди

Завершила этот скорбный мартиролог смерть поэта и писателя Алессандро Манцони, которого Верди называл «святым», и творчество которого очень ценил и уважал. Кончина Манцони и стала непосредственным поводом к написанию Реквиема (1874 г.), который явился грандиозным музыкальным памятником «великому человеку», одновременно завоевав первое место в ряду лучших сочинений этого рода, где традиционные признаки жанра окрашены глубокими личными переживаниями.

В Белгороде впервые прозвучал «Реквием» Верди

Семичастная композиция продолжительностью около полутора часов насыщена чисто романтической выразительной экспрессией и включает, помимо постоянного участия хора в сольных номерах, очень сложные хоровые формы (двойная фуга в 4-й части, заключительная фуга в финальной 7-й части), а также оперные — сольные и ансамблевые — вокальные формы.
В основе драматургии и композиции Реквиема — романтический образный контраст образов Страшного суда и обращённых к Богу молений о даровании прощения и покоя грешному слабому человеку.

заслуженная артистка РФ Ксения Вязникова (меццо-сопрано)

Исполняемая tutti тема «божьего гнева» — исступлённый вопль человеческого ужаса перед ликом смерти, которым начинается 2-я часть «Dies irae» и которая проходит через всю композицию, сменяется россыпью мелодий удивительной красоты, редкой даже для такого мелодиста как Верди.

лауреат международного конкурса Дмитрий Хромов (тенор)

Огромный хор (в белгородской премьере — около 70 человек), то соединяющийся с солистами, то выступающий на первый план (как в фугах 4-й и 7-й частей); большой по составу оркестр, роль которого выходит далеко за рамки аккомпанемента (достаточно вспомнить «ангельские трубы» в эпизоде «Tuba mirum»), образуют изумляющую звуковую роскошь этой единственной в своём роде партитуры.

В Белгороде впервые прозвучал «Реквием» Верди

Белгородское исполнение «Реквиема», вызвавшее большой интерес и имевшее огромный успех, было на высоте своей очень сложной задачи. Исполнение под управлением Рашита Нигаматуллина самого знаменитого романтического реквиема, в котором соединились артистические силы Белгорода, Воронежа, Москвы, как имеющие опыт его исполнения, так и исполняющие его впервые, было отмечено особой мягкостью звуковых линий при всей разноплановости образного строя музыки. Оно прозвучало необычайно цельно, «на одном дыхании», не отпуская внимания слушателей ни на минуту.

Партия сопрано в вердиевском реквиеме — одна из первых крупных успешных работ молодой белгородской солистки Галины Зольниковой

Партия сопрано в вердиевском реквиеме — одна из первых крупных успешных работ молодой белгородской солистки Галины Зольниковой. Певица выглядела очень уверенно в ряду своих более опытных московских коллег, а весомость её участия в заключительной «Libera me» была более чем убедительна и запомнилась особо.

Рашит Нигаматуллин в очередной раз показал свои редкие способности полководчески управлять большими исполнительскими массами

Рашит Нигаматуллин в очередной раз показал свои редкие способности полководчески управлять большими исполнительскими массами (следует отметить, что и хор был прекрасно подготовлен Еленой Алексеевой и Ольгой Николаенко), не упуская при этом ни одной детали партитуры в стратегически выстроенном, удивительно целостном и захватывающем исполнении.

Это исполнение «Реквиема» Дж. Верди останется в памяти слушателей как одно из лучших музыкальных событий не только текущего филармонического сезона в Белгороде.

Дата публикации
20.10.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме