Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Испанский вечер в филармонии

29 ноября в Большом зале филармонии с большим успехом прошёл вечер испанской музыки. Сочинения испанских композиторов ХХ столетия прозвучали в исполнении Симфонического оркестра БГФ под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и лауреата международных конкурсов Артёма Дервоеда (гитара, Москва).

Ноябрь в Белгородской филармонии традиционно щедр на звучание современной музыки. По-видимому, это неслучайно, ведь именно в ноябре, к сожалению — не каждого года, в филармонии проводится Фестиваль современной музыки. В этом сезоне фестиваль не был запланирован, но можно сказать, что он состоялся — сразу несколько ноябрьских программ вполне отвечали фестивальным требованиям.

Исполнение музыки Лютославского, две программы «Музыка нового времени» из сочинений членов Союза композиторов России и, наконец, вчерашний испанский вечер взяли на себя почётную миссию Фестиваля и справились с ней на весьма достойном уровне.

Симфонический оркестр БГФ под управлением маэстро Нигаматуллина

Программу концерта Симфонического оркестра 29 ноября составили сочинения испанских композиторов ХХ столетия — Мануэля де Фальи, Хоакина Родриго и Антона Гарсия Абриля. Последний к тому же вошёл в число композиторов, чей юбилей был отмечен в концертных программах текущего сезона — в этом году испанец отмечает своё 80-летие (род. 1933). Программа вечера была чётко поделена на две равные половины, в первой из которых на сцене властвовала гитара — один из главных символов музыкальной Испании, и музыкант, которого французская пресса немногословно, но ёмко назвала «царем гитары».

Артём Дервоед выступил в «Испанском вечере» в Белгороде

Артём Дервоед — исполнитель на классической гитаре, музыкант мирового уровня, всегда желанный гость на самых престижных концертных площадках мира. Мировая пресса отзывается об игре Артёма лишь в превосходных степенях, всегда особо подчеркивая не только техническую безукоризненность его игры, но и её особую эмоциональность, способную захватить в плен всех без исключения слушателей.

Артём Дервоед и Симфонический оркестр Белгородской филармонии

Артём Дервоед — лауреат большого количества (более 30!) Всероссийских и международных конкурсов исполнителей на классической гитаре, при этом он является обладателем первых премий на престижных зарубежных конкурсах, какие до него были не «по зубам» российским гитаристам. Отрадно заметить, что в числе первых открывает список побед гитариста на конкурсах и первое место на Всероссийском конкурсе исполнителей на классической гитаре в Белгороде в 1996 году.

Артём Дервоед выступил в Белгороде 29 ноября

Напомним, что белгородский конкурс, история которого началась ещё в начале 80-х гг. прошлого века, является одним из ярких событий такого рода на «гитарной карте» нашей страны. Такое положение обеспечивается сильной гитарной школой, созданной в нашем городе Евгением Алешниковым и его соратниками, и особым гостеприимством Белгорода, который неизменно отмечают гости города.

Артём Дервоед и Симфонический оркестр Белгородской филармонии

Последний (на сегодняшний момент) конкурс в творческой биографии Артёма Дервоеда состоялся буквально полторы недели назад — музыкант принял участие в международном конкурсе исполнителей на классической гитаре имени Александра Фраучи (Москва, 17–22 ноября). На этом конкурсе Артём вновь был удостоен высшей премии, а также получил приз зрительских симпатий. Белгородские слушатели с радостью поздравили именитого музыканта с победой бурными аплодисментами, а знакомые и друзья Артёма поспешили поздравить его с достижениями после выступления музыканта.

Симфонический оркестр БГФ под управлением Рашита Нигаматуллина

В Белгороде Артём Дервоед исполнил два сочинения для гитары с оркестром — «Фантазию для джентльмена» Хоакино Родриго и Концерт для гитары с оркестром «Мудехар» Антона Гарсия Абриля. Выступление гитариста на 100 % подтвердило известный отзыв израильского критика Боаза Элькаяма, данный в 2008 году: «Мне казалось, если зажечь спичку в концертном зале — произойдёт взрыв. Этот парень — настоящий динамит!».

Несмотря на камерность исполняемых сочинений и в целом тот интимный тон, на который настраивает звучание гитары, в зале чувствовалась непередаваемая по силе напряжения концентрация мыслей и чувств, в центре и источником которой был Артём Дервоед.

Благородность и полнота звука, безупречная техника, стройность и целостность выстраиваемой формы — все это не было целью музыканта, лишь средством для воплощения композиторского замысла. От этого — и удивительное погружение слушателей в образность исполняемых сочинений, граничащее с полным отключением от реальности вокруг. Отсюда и невозможность подобрать слова для того, чтобы описать то волшебство, то шаманство, которое распространяет вокруг себя этот Музыкант с большой буквы. Остается лишь посочувствовать тем, кто не был в этот вечер в Большом зале филармонии.

Второе отделение концерта, отданное балетной музыке Мануэля де Фалья (две сюиты из балета «Треуголка» и «Ритуальный танец огня» из балета «Любовь-волшебница»), не уступало по своей чарующей силе воздействия первой части вечера. Хотя уровень звучания оркестра, который от камерного варианта в первом отделении трансформировался к большому составу, был на несколько порядков выше и быстро привел слушателей от интимной зачарованности к феерической эйфории.

Яркая, темпераментная балетная музыка Фальи, полная интонаций и ритмов испанских танцев, получила великолепную огранку в руках маэстро Рашита Нигаматуллина, который перенял на себя роль музыкального шамана на второе отделение концерта.

Оркестр в его руках был слажен, строен и даже театрален, в полной мере заслужив громовые овации зрительного зала. Ответом на них стало исполнении ещё одного испанского шедевра симфонической музыки — Интермедии «Свадьба Луиса Алонсо» Херонимо Хименеса, не заявленного в программе концерта, но ставшей «контрольным выстрелом» в блестящей испанской программе.

Дата публикации
30.11.2013 г.
Автор

Новости по теме