Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Слушая Рахманинова

28 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся последний в этом сезоне концерт абонемента «Рахманинов и его время». Прозвучали 4-й фортепианный концерт и вокально-симфоническая поэма «Колокола».

В концертной программе приняли участие симфонический оркестр БГФ — главный дирижёр заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин; камерный хор БГФ (главный дирижёр — Елена Алексеева); хор «Академия» (главный дирижёр — заслуженная артистка РФ Ольга Николаенко). Солисты — лауреаты международных конкурсов Людмила Солод (сопрано), Алексей Иванов (тенор), Игорь Горностаев (баритон); заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова (фортепиано).

Заключительный концерт рахманиновского абонемента 2013/2014 гг. нельзя не поставить в ряд особо значительных событий академической музыкальной жизни текущего филармонического сезона в Белгороде.

 Концерт абонемента «Рахманинов и его время» в Белгородской филармонии

Событий, которые подобно магниту притягивают в зал филармонии всё увеличивающуюся аудиторию ценителей проверенной временем музыкальной классики. Такой, как состоявшиеся премьеры «Реквиема» Верди (в октябре) и 4-й симфонии Прокофьева (в феврале); как ожидаемые премьеры 9-й симфонии Малера (в апреле) и «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса (в мае).

Напомним, что рахманиновский абонемент в Белгородской филармонии был создан в прошлом сезоне по инициативе пианистки Ирины Соколовой в связи с юбилейными датами великого русского композитора, а в текущем сезоне успешно продолжился и расширился.

Концерт абонемента «Рахманинов и его время» в Белгородской филармонии

Как точно отметила ведущая концерта заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко, все жанры наследия С. В. Рахманинова получили «постоянную прописку» на сцене белгородской филармонии, а март — месяц, когда родился и ушёл из жизни великий русский музыкант — становится временем, когда его музыка звучит в Белгороде особенно часто.

К одной из этих рахманиновских дат — 28 марта — было приурочено премьерное исполнение крупных, философски-значительных и самых исполнительски масштабных произведений Рахманинова. Причём, следует заметить, что приезд в Белгород воронежских музыкантов, прежде всего — хора «Академия», в очередной раз (второй в этом сезоне) позволяет белгородцам соприкоснуться с достойным воплощением вокально-симфонических шедевров 19–20 вв.

Если в рахманиновском абонементе прошлого года Ирина Соколова снискала горячие аплодисменты исполнением «Рапсодии на тему Паганини» (едва ли не самого любимого публикой сочинения Рахманинова), то сейчас она исполнила 4-й концерт соль-минор соч.40 — одно из шести произведений, написанных Рахманиновым в эмиграции; сочинение с очень сложной историей создания и не менее трудной исполнительской судьбой.

Концерт абонемента «Рахманинов и его время» в Белгородской филармонии

Этот концерт называют «гениальнейшим, но редко играемым», «загадочным и притягательным». Концерт был начат композитором в 1913 г. и окончательно завершён в 1940-м, незадолго до его смерти. Концерт, в котором, как считают исследователи, отразилось «всё, что пережил Рахманинов и его страна в период между двумя мировыми войнами».
4-й концерт достаточно сложен для понимания и очень отличается от любимых исполнителями и публикой трёх предыдущих концертов. В отличие от гармоничности их мироощущения, мелодической щедрости и естественной логики самовыражения, 4-й концерт пронизан беспокойством, импульсивностью, частой внезапной сменой настроений.

Главную мысль последнего фортепианного концерта Рахманинова исследователи определяют как бесплодные попытки обрести внутренние опоры в бурлящем внешнем потоке жизни — мысль, близкую сочинениям многих композиторов второй половины 20 века.

Концерт абонемента «Рахманинов и его время» в Белгородской филармонии

Весьма сложный в ансамблевом плане финал не оставляет никаких оптимистических иллюзий и, может быть, именно в этом причина, отчего 4-й концерт Рахманинова лишь в последние десятилетия начинает входить в концертную практику.
Вокально-симфоническая поэма «Колокола» соч.35 (1913 г.) на стихи Э. По в переводе К. Бальмонта для солистов (тенор, сопрано, баритон), хора и оркестра — одно из последних сочинений, начатых и законченных в России, и самый знаменитый «колокольный» опус Рахманинова.

4 части поэмы изображают жизнь человека от светлой, полной радостных надежд юности (1–2 части) до трагических жизненных катаклизмов и смерти (3–4 части). Напряжённо-экспрессивный, беспокойный, и в то же время картинно-изобразительный характер музыки (зимний бег саней в 1-й части, картины пожара в 3-й, похоронная процессия в 4-й) обусловлены, как писал Асафьев «слиянием тревожных стадий в чувствованиях Рахманинова... с интуитивным постижением им глубинных тревог в недрах русского общества». Добавим — накануне первой мировой войны и последовавших за ней событий в России.

Концерт абонемента «Рахманинов и его время» в Белгородской филармонии

При всём огромном исполнительском составе «Колоколов» ведущая роль здесь принадлежит оркестру (тройной состав с фортепиано, челестой и расширенной группой ударных), который обеспечивает цельность и единство замысла. Звучание хора и солирующих голосов включаются в это непрерывное развитие, дополняя и комментируя его строками стихотворения.
Досадным моментом очень в целом достойного исполнения было местами не вполне ясное понимание текста, чего вполне можно было бы избежать, если бы слушатели имели возможность следить за русским текстом стихотворения Бальмонта в руках — ведь произведения такого масштаба исполняются в Белгороде не часто.

Хочется надеяться, что такие «мелочи» в дальнейшем не будут портить впечатления от большой серьёзной работы.

Дата публикации
29.03.2014 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме