Новости и обзоры событий культурного Белгорода



III Фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи»: День второй

11 апреля в Малом зале Белгородской государственной филармонии состоялся второй фестивальный концерт — «Музыкальное приношение Георгию Свиридову». Концертная программа, имевшая подзаголовок «Романсы и песни Г. Свиридова и В. Гаврилина», весьма представительно отразила едва ли не главный пласт творческого наследия Георгия Свиридова — камерно-вокальную лирику.

В концерте второго дня III фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи» приняли участие солисты Большого театра России, заслуженные артисты РФ Павел Черных, баритон и Анатолий Зайченко, тенор (концертмейстер — лауреат международных конкурсов Гаянэ Апетьян) и солистки Белгородской филармонии — заслуженные артистки РФ Нина Стрижова, меццо-сопрано и Светлана Ломоносова, сопрано; Галина Зольникова, сопрано (концертмейстер — заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова).

 III Фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи». Поёт Павел Черных

В концерте прозвучали, основанные на лучших образцах отечественной и мировой поэзии, широко известные романсы и песни Г. Свиридова. Его вокально-поэтическая «вселенная» была представлена в замкнутой хронологической последовательности — от 1930-х к 70-м гг. и обратно. От знаменитых пушкинских романсов 1935 г. и «Как яблочко румян» на ст. П. Беранже 1939 г. через романсы 50–60-х гг. на стихи Пушкина, Лермонтова, Бернса, А. Прокофьева, М. Исаковского и поэзию Блока в вокальной лирике 60-х–70-х гг.

III Фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи». Гость Белгорода — Анатолий Зайченко, солист Большого театра

Открывший концерт вокальный цикл «6 романсов на сл. Пушкина» прозвучал в исполнении московских гостей на паритетных началах — по три романса у каждого исполнителя. Превосходно исполненный следом 10-частный вокальный цикл Валерия Гаврилина «Вечерок» 1973 г. (слова народные, Альбины Шульгиной и Валерия Гаврилина) для сопрано и меццо-сопрано в исполнении Светланы Ломоносовой и Нины Стрижовой, вызвал не только настоящую бурю слушательского восторга, но и навёл на размышления.

Заслуженные артистки РФ Нина Стрижова, меццо-сопрано и Светлана Ломоносова

Например, о «подводных камнях» такой, казалось бы, «несложной» формы концерта как камерный вокальный вечер, где «безопасное» расстояние между исполнителями и слушателями практически исчезает, а это, в свою очередь, требует от исполнителя абсолютной органичности, полного погружения в стихию исполняемого, её безусловной адекватной передачи.

Концертмейстер — заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова

Именно таким, всецело захватившим слушателей, было исполнение белгородским женским дуэтом гаврилинского цикла, где Светлана Ломоносова и Нина Стрижова прекрасно почувствовали и передали стихию русского городского бытового романса, непритязательного, но полного глубоких чувств.

Программа «Музыкальное приношение Георгию Свиридову»

«Вечерок» — сочинение, единственное в своём роде, где смысловое содержание — воспоминания — переданы не непосредственно, а через записанные когда-то поэтические строки (цикл имеет подзаголовок «Альбомчик. Записки из альбома старой женщины».

Солистка БГФ Галина Зольникова, сопрано

О первой исполнительнице этого цикла Заре Долухановой с её красивейшим контальтовым тембром нижнего регистра напомнил кульминационный номер цикла, № 8 «Во дни твоей любви» в прекрасном исполнении Нины Стрижовой.

Включённый в программу вокального свиридовского вечера цикл В. Гаврилина исключительно доказательно проиллюстрировал мысль и богатстве и плодотворности камерно-вокальной свиридовской традиции, и ещё раз заставил задуматься о тех требованиях к певцу-актёру, которые выдвигает перед исполнителями музыка Свиридова.

Концертмейстер — лауреат международных конкурсов Гаянэ Апетьян  В Белгороде прошёл второй концерт III Фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи»

Слушатели, несомненно, услышали актёрско-певческую органичность камерно-вокальной музыки Свиридова в исполненных П. Черных романсах «Как яблочно румян» и «Петербургская песенка». Последний, кстати, посвящён Е. Е. Нестеренко, одному из первых исполнителей вокальной музыки Свиридова и педагогу П. Черных в Московской консерватории.

Так же, как и оценили эту органичность в исполнениях обладателя крепкого и сильного оперного голоса Анатолия Зайченко таких романсов Свиридова как «Свежий день» и «Мне не жаль, что друг женился» (№ 1 и № 8 из вокального цикла на ст. А. Прокофьева «Слободская лирика»).

 В Белгородской филармонии прошёл концерт «Музыкальное приношение Георгию Свиридову» в рамках III Фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи»

Галина Зольникова предварила своё исполнение романсов Свиридова замечательной песней В. Гаврилина на сл. Б. Гершта «Любовь останется» с её очень простой и красивой мелодией удивительной лирической проникновенности.

А затем каждый романс Г. Свиридова в исполнении Галины Зольниковой представал как исполнительская музыкально-поэтическая жемчужина по своей обдуманности, законченности и естественности интерпретации, будь то как будто остановившие мгновение романсы «одного впечатления» на сл. Блока («Весна», «Вербочки»), или развёрнутый во времени драматический монолог «Песня Мери» из пушкинского «Пир во время чумы».

Овации в адрес всех исполнителей, которыми закончился вечер, всё же смогли вытеснить не раз возвращавшуюся во время концерта мысль о том, как всё же труден этот «несложный» камерно-вокальный жанр и как, должно быть, нелегки пути к исполнению этого жанра во всей его чистоте и бескомпромиссности.

Дата публикации
12.04.2014 г.
Автор

Новости по теме