Новости и обзоры событий культурного Белгорода



V Фестиваль современной музыки в Белгороде: день третий

В центре внимания третьего дня Фестиваля оказалась музыка для духового оркестра. Днём 13 ноября в Белгородском государственном институте искусств и культуры была проведена запланированная творческая лаборатория «Проблемы репертуара и исполнения современной музыки для концертного оркестра духовых инструментов», а вечером в Большом зале филармонии Концертный оркестр духовых инструментов БГФ открывал перед слушателями «Мир духовой музыки».

Третий фестивальный день дал наибольший повод и материал для дискуссии, для обсуждения тех вопросов, которые давно назрели и постоянно выходят на первый план. Заявленная в теме творческой лаборатории проблема репертуара для духового оркестра активно обсуждалась и московскими гостями — композитором и педагогом, доцентом кафедры инструментовки композиторского факультета Московской консерватории Игорем Савиновым, дирижёром Губернаторского духового оркестра Московской области, лауреатом международных конкурсов Кириллом Черчиком — и главным дирижёром Концертного оркестра духовых инструментов БГФ Юрием Меркуловым.

V Фестиваль современной музыки в Белгороде

На встрече в БГИИК, помимо прочего, говорилось о доминировании в современной концертной практике духовых оркестров музыки американских и американизированных европейских авторов и о необходимости, в противовес этому, создавать современный российский, национально-ориентированный репертуар.

Наглядной иллюстрацией этой дилеммы стал вечерний концерт, где в первом отделении (дирижировал Юрий Меркулов) звучали пьесы современных авторов, созданные в США, Бельгии, Японии, а во втором отделении (дирижировал Кирилл Черчик) белгородцы познакомились с произведениями Игоря Савинова.

V Фестиваль современной музыки в Белгороде

Вряд ли нужно говорить о привлекательности (и для исполнителей, и для слушателей) репертуара, которому привержен Юрий Меркулов — музыки яркой, броской, блестящей, наполненной латиноамериканскими танцевальными ритмами и лёгкими певучими мелодиями эстрадного толка.

Эти умело написанные сочинения предоставляют много возможностей блеснуть мастерством исполнителям-солистам (что музыканты КОДИ БГФ и демонстрировали) и показать оркестр таким, каким он под руководством Ю. Меркулова вырос на этом репертуаре — гибким, податливым, акустически-скоординированным, очень послушным темпово и агогически очень изменчивой руке дирижёра.

Солист — лауреат международного конкурса Дмитрий Саитов

Из четырёх пьес (в том числе премьерного исполнения концерта для тромбона с оркестром «Цвета» бельгийца Берта Аппермонта, солист — лауреат международного конкурса Дмитрий Саитов) хотелось бы выделить по оригинальности замысла и нешаблонности построения пьесу нью-йоркского композитора Стивена Рейнеке.

«Судьба Богов» написана по скандинавским сагам, и потому в самом начале отсылает слушателя к интонациям и тяжёлому оркестровому колориту вагнеровского «Кольца нибелунга».

V Фестиваль современной музыки в Белгороде

Совершенно другое впечатление осталось от исполненных во втором отделении трёх сочинений Игоря Савинова (р.1953 г.) — российского композитора, чей авторитет в области духовой музыки признан как в нашей стране, так и за рубежом. Напомним, что Игорь Савинов — председатель творческой комиссии духовой музыки Союза московских композиторов; лауреат Гран-при конкурса композиторов во Франции; официальный представитель Европейского центра исследования, создания и обучения духовой музыке.

Открывала «мини-парад» музыки Савинова «Увертюра для духового оркестра» (2011 г.) — виртуозная пьеса с почти постоянно плотно-насыщенной фактурой и ясной классической формой, где одна из тем имела ярко-выраженный русский характер в духе лирических тем Н. Я. Мясковского.

Дирижирует Кирилл Черчик

Затем прозвучало одно из сочинений И. Савинова, принесшее композитору международную известность — сюита в трёх частях из балета «Шёлковый путь». Этот балет (1990 г.) был написан по заказу известного международного фестиваля в Гавре (Франция) «Coups de Vents» («Порыв ветра») и имел огромный успех. Балет был записан во Франции национальным телеканалом «Антенн-2» в исполнении французских и российских артистов.

Музыка сюиты — блестящее продолжение традиций восточной темы в русской классической музыке. Восток И. Савинова коренится в биографии композитора, который родился в семье музыкантов, вырос и получил образование в послевоенном Ташкенте (куда, напомним, в годы войны была эвакуирована Московская консерватория).

В Ташкенте Игорь Савинов учился у Г. Мушеля, музыкального «внука» Н. А. Римского-Корсакова, значение восточной темы в творчестве которого трудно переоценить.

В центре внимания третьего дня Фестиваля оказалась музыка для духового оркестра.

И, наконец, в заключение концерта музыка настоящего современного ориентализма сменилась пьесой восточно-азиатской темы — это была «Золотая рыбка Тихого океана» (так во всём мире называют Тайвань за его очертания на географической карте).

За игривым названием довольно большой пьесы скрыто весьма драматическое содержание, потребовавшее несколько лет напряжённой работы. В 2007 г. композитор побывал в этом островном государстве и, познакомившись с его историей в годы Второй мировой войны, отразил свои впечатления в большой 16-минутной пьесе, написанной в 3-хчастной форме, где музыка крайних частей ассоциируется с красотами природы острова, а в среднем, «военном» эпизоде, использована знаменитая тема «нашествия» из 7-й симфонии Шостаковича вкупе с т.н. «японским ладом».

Яркая образно и очень мастерская музыкально-технологически музыка И. Савинова показала, в противоположность музыке первого отделения, то, что принято называть «симфонизмом».

Как одно, так и другое репертуарное направление духовой музыки имеет равные права на существование, коль речь не идёт о степени их этической и эстетической значимости. А вопрос их присутствия, и в каких пропорциях — это дело репертуарной политики для каждого конкретного руководителя духового коллектива.

Дата публикации
14.11.2014 г.
Автор

Новости по теме