Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде впервые открыто обсудили местный «стрит-арт»

12 ноября в выставочном зале «Родина» прошла встреча, необходимость которой назрела уже давно. Поводом для собрания послужили возникшие в течение года на стенах белгородских домов и сооружений масштабные рисунки, призванные сделать Белгород более интересным и уютным, а также предоставляющие возможность молодым художникам повлиять на сложение облика городской среды.

Это были как работы, выполненные в рамках конкурса по оформлению зданий и сооружений в стиле граффити «Стрит-Арт» (организованного управлением молодёжной политики и управлением архитектуры администрации города Белгорода), так и самостоятельные проекты инициативных авторов. Появившиеся росписи вызвали многочисленные положительные отклики у простых горожан.

В Белгороде впервые открыто обсудили местный «стрит-арт»

Появилось и несколько журналистских материалов на эту тему, из которых в достаточно комплиментарном стиле выдержана статья Евгения Гриценко «Стрит-арт выходит из подполья» (сентябрьский выпуск журнала «ОнОнас»). Опубликованный на портале БелПресса материал Екатерины Шароновой «Облик Белгорода: куда идем?» носит характер в большей степени аналитический и критический, поскольку впервые на тему белгородских росписей высказались профессиональные художники, которые вообще не были осведомлены о конкурсе.

К тому же, речь зашла о размещении рисунка на фасаде здания на проспекте Б. Хмельницкого, 71, где находится не только выставочный зал «Родина», но и более 40 лет располагается правление Белгородского отделения Союза художников России. Это обстоятельство сделало вопрос об исполнителе росписей принципиальным.

Начальник управления молодёжной политики администрации города Белгорода Александр Немыкин

Постепенно стало понятно, что возникшие вопросы и разногласия — следствие, как ни банально это звучит, недостаточного общения между художниками, представителями власти и населением города, для которого, в общем-то, и организуются подобные проекты.

И встреча 12 ноября в определённой мере была призвана исправить эту ситуацию и сделать взаимодействие между всеми участниками городского сообщества более продуктивным. В обсуждении приняли участие один из организаторов конкурса граффити — начальник управления молодёжной политики администрации города Белгорода Александр Немыкин, заместитель начальника управления культуры администрации города Белгорода Людмила Грекова, председатель БРО Союза художников России Станислав Фёдорович Дымов, художник-монументалист Родион Кузнецов, руководитель дизайн-студии М207, член жюри конкурса «Стрит-арт» и автор одной из обсуждаемых росписей Геннадий Арчибасов, а также попробовавшие себя в области стрит-арта художники Анастасия и Дарья Лисич, Владимир Евенко, братья Юрий и Анатолий Зеленские.

Заслуженный художник России Анатолий Шишков

Высказаться о росписях молодых авторов пришли специалисты в области монументального искусства — заслуженный художник России Анатолий Шишков, заслуженный архитектор России Владимир Вишневский, художник-монументалист Владимир Ситников, члены Союза художников Игорь Рулев, Станислав Доляновский.

Первым взявший слово Александр Немыкин рассказал об идее конкурса, которая возникла после мониторинга соцсетей, в результате которого выяснилось, что в Белгороде есть молодёжь, желающая украсить городскую среду.

Художник-монументалист Владимир Ситников

Но деятельность молодых авторов носила бессистемный, случайный характер, и управлению молодёжной политики пришла идея систематизировать этот процесс, объявив конкурс. Главным его итогом стало не только привлечение талантливых авторов к украшению города, но и многочисленные обращения белгородцев с просьбой украсить их дом или подъезд.

Вместе с тем, начальник управления молодёжной политики отметил и ряд недоработок — прежде всего в том, что к обсуждению проектов не были привлечены профессиональные художники, да и информация о конкурсе распространялась в основном по соцсетям, а этого явно не было достаточно.

Вступившие в полемику Анатолий Шишков и Владимир Вишневский обратили внимание присутствующих на то, что оформление любой стены в городе — это монументальная пропаганда в действии, и поэтому к росписям фасадов должны привлекаться самые талантливые и самые подготовленные к подобным работам авторы.

Родион Кузнецов и Станислав Дымов на обсуждении белгородского стрит-арта

Существующие рисунки оба выступающих подвергли критике прежде всего потому, что большинство из них находится в центре города, в зоне, которая должна оформляться с особенным вниманием. Эту мысль подержал и Станислав Дымов.

Наиболее конструктивную позицию занял художник Родион Кузнецов, предложивший «зонировать» Белгород с целью предоставления возможности проявить свои таланты как профессионалам, так и молодым, пусть неопытным, но полным энтузиазма авторам.

К слову, выполненные росписи зданий не принесли их исполнителям ни копейки: практически все полученные деньги были потрачены на материалы, а кто-то и вовсе ушел в «минус».

Первая встреча, прошедшая в подобном формате, показала свою актуальность и полезность, поскольку практика общественных обсуждений проектов, касающихся формирования городской среды, с привлечением профессионалов, представителей администрации города, и заинтересованных граждан, у нас пока еще не сформировалась. В конце встречи было решено собраться через месяц, в рамках запланированной в «Родине» конференции, посвящённой интеграции системы образования и культурных институций, где в специальный раздел будет вынесена тема: «Проблема художественного образования и участие молодых авторов в эстетизации городской среды».

Ожидается, что в обсуждении этой темы за круглым столом примут участие не только художники и общественность, но и представители городского управления архитектуры, без участия которого вопросы средового дизайна не могут решаться в принципе.
Дата публикации
14.11.2014 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме