Новости и обзоры событий культурного Белгорода
«Романтика подвига и тихая нежность»
В Белгородском государственном художественном музее представлена ретроспективная выставка Михаила Николаевича Добронравова, уроженца города Белгорода, замечательного советского художника. Открывшаяся 26 ноября 2014 года экспозиция посвящена 110-летию со дня рождения художника.
Сформированная из 77 живописных и графических произведений фондового собрания БГХМ, «Романтика подвига и тихая нежность» — самая крупная выставка автора, организованная музеем за последние 30 лет. Она раскрывает романтику подвига героических событий ХХ века и тихую нежность земной красоты, любовь к которой художник пронёс через все своё щедрое творчество.
Добронравов не имел оглушительной славы, громких государственных титулов и званий, для него творчество было главным смыслом всей жизни. Он был скромным, очень искренним и тонким живописцем, прекрасно владеющим всеми секретами мастерства.
Михаила Добронравова можно назвать ровесником XX века, очевидцем революционных и кровавых событий двух войн, социальных переворотов в жизни страны. Его биография была связана «нитью судьбы» в единый узел с сотнями людских жизней, характеров, исторических событий.
Но, несмотря на все испытания, выпавшие на долю художника, ему удалось сохранить до глубокой старости светлое поэтическое мироощущение.
Он родился 9 ноября 1904 года в Белгороде, в роду потомственных железнодорожников. В 1912-м семья переезжает в Волчанск на Харьковщину, а в 15 лет Михаил уже становится очевидцем трагических событий гражданской войны.
В 1929 году Добронравов оканчивает Харьковский художественный институт, где его педагогами были С. М. Прохоров, М. С. Федоро, О. А. Кокель — ученики великого И. Е. Репина, а также замечательный украинский живописец М. Г. Бурачек. У них он воспринял традиции реалистического искусства, которым следовал всю жизнь. Уже в ранний период чётко определилось творческое лицо молодого автора, многообразие его интересов, внимание к человеку, оказавшемуся на срезе трагических событий ХХ века, острое чувство времени, неровный пульс которого художник ощущал всю жизнь.
На сотрясающие век катаклизмы Добронравов, побывавший в самом их эпицентре, откликался полотнами, пронизанными высоким гражданским пафосом. Историко-революционная тема на долгие годы стала ведущей в его творчестве.
Удивляют колоссальное трудолюбие и вдохновенная плодотворность, с которыми мастер творил долгую жизнь, количество созданных им произведений, их высокий профессионализм, необычайное жанровое разнообразие.
Он писал и большие монументальные исторические полотна, и прекрасные лирические пейзажи маслом и акварелью, проникновенные портреты — графические и живописные, цветочные натюрморты — нежно-прелестные в пастелях и звонко-сочные в масле.
У Добронравова есть картины на самые разнообразные темы, рассказывающие о запорожцах и львовских железнодорожниках, о жизни Пушкина, Лермонтова, Шевченко и Гоголя.
В представленных на выставке поисковых эскизах мастера, этюдах, характерных портретах, предварительных угольных рисунках на холсте зритель получит возможность наблюдать различные этапы создания монументальных полотен.
В зависимости от выбранной темы, творческий замысел художника сам диктовал выбор колорита, фактуры, композиционное решение. Например, в эскизе к картине «Буденовцы под Львовом», реализуя тему героического звучания, живописец размашистыми, свободными мазками даёт основную конструкцию изображения, не вдаваясь в мельчайшие проработки деталей, выделяя главное лишь всплесками цветовых пятен.
В портретах, напротив Добронравов любовно прорисовывает каждый элемент, поворот головы, мягкую моделировку лица, неповторимость разреза глаз, формы носа, рисунка губ, детали прически, одежды, жеста рук, то есть всего того, что служит раскрытию образа.
Выбор тональности у автора зачастую идёт от самого образа модели, как, например, в «Портрете танцовщицы Шепиловой», наполненной внутренним огнём, экспрессией пластического и цветового решения. Иная, мягкая, интонация прослеживается, например, в портрете «Валя в чёрном», где в огромных печальных глазах героини и тихая женственность, и незащищённость от житейских невзгод.
В портретах Михаила Добронравова отчётливо просматривается интерес к духовной стороне человеческой натуры. Его привлекали люди с нелёгкой жизненной долей, внутренне богатые, одухотворённые, чья судьба зачастую была связана с искусством и творчеством.
Значимое место на протяжении всей творческой жизни Михаила Николаевича занимал пейзаж. Художник знал и любил природу, в пейзажных работах раскрылся его талант лирика, поэта. Солнечные дорожки, цветочные поляны, осенние пруды всегда наполнены прозрачным чистым воздухом, пронизаны солнцем, окутаны бездонным небом.
Особая очарованность художника видна в изображении цветов. Он любил их невероятно, всякими, — свежесрезанными в вазах, охапками на столе, на окне, растущими на лугу. Он писал опадающие цветы и создавал из них красочную симфонию о неповторимости жизни.
Любая работа Михаила Добронравова, маленькая или большая, живописная или графическая, несёт в себе частичку жизни, прошедшую через трепетную душу художника. Поэтому его картины всегда волнуют, вызывая радость или печаль, сочувствие или горечь, в зависимости от того, какие стороны бытия отражал художник.
Первыми гостями на открытии выставки стали руководители музеев и учреждений культуры Белгорода, представители творческих союзов, студенты белгородских вузов художественных специальностей, учащиеся Белгородской детской художественной школы, поклонники изобразительного искусства.
Символично, что с приветственными словами на открытии выставки к собравшимся обратились заместитель председателя Белгородской областной Думы, президент Белгородской Торгово-промышленной палаты Валерий Степанович Скруг, заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики, начальник управления культуры Белгородской области Сергей Иванович Курганский, председатель правления ВТОО БРОО «СХР» Станислав Фёдорович Дымов, директор Белгородского государственного художественного музея Татьяна Александровна Лукьянова.
Все они, в разное время дарившие работы музею, отметили великую роль меценатства в формировании музейных собраний. В подтверждение сказанного на церемонии открытия выставки Валерий Степанович Скруг безвозмездно передал в фонды музея картину Никаса Сафронова.
- Дата публикации
- 27.11.2014 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Галина Половина (фото Романа Никулина и из архива БГХМ)