Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Прекрасная симфония уходящего века в творчестве Зинаиды Серебряковой

18 декабря 2014 года в концертном зале Белгородского художественного музея вспоминали нашу землячку, известную русскую художницу начала 20 века Зинаиду Серебрякову.

Однажды увидев произведения этой удивительной художницы, их уже никогда не спутаешь с работами других авторов. Среди мастеров объединения «Мир искусства», в которое входила Серебрякова, художницу выделяют избираемые ею народные темы, гармония, мощная пластика и обобщённость живописных решений.

18 декабря 2014 года в концертном зале Белгородского художественного музея вспоминали нашу землячку, известную русскую художницу начала 20 века Зинаиду Серебрякову

Появление Серебряковой на художественной арене было ярким событием. На VII выставке Союза русских художников в Петербурге, рядом с портретами Серова, Кустодиева, Врубеля и других мастистых живописцев перед взором зрителей предстал образ молодой женщины с лёгким румянцем и ясной улыбкой. Весь её облик излучал радость жизни. Картина получила всеобщее признание и сразу же была приобретена для Третьяковской картинной галереи.

Зинаида Серебрякова «За туалетом» Зинаида Серебрякова «Автопортрет с дочерьми»

На протяжении своей долгой жизни художница создаст ещё не один автопортрет. В тяжёлые времена революции, эмиграции, постоянного безденежья было трудно оплатить модель, и Зинаида много пишет с натуры своих близких, детей и себя в зеркале. Эти произведения позволяют зрителю понять природу художницы, создать обобщенный образ самого автора: благородной, одухотворенной, сильной, и в тоже время хрупкой женщины.

Вечер памяти художника Зинаиды Серебряковой в Белгородском художественном музее

Самыми значительными произведениями Зинаиды Серебряковой считаются работы, созданные в период с 1912 по 1917 годы. Это было счастливое время. Зинаида с мужем и четырьмя детьми живёт в имении Нескучном Белгородского уезда Курской губернии. Вдохновлённая красотой русской земли, образами крестьянок, она раскрывается как художник-монументалист.

Зинаида Серебрякова «Беление холста»

Одним из знаменательных произведений крестьянского цикла является «Беление холста». Фигуры девушек выглядят мощно и выразительно на светлом фоне неба, акцент сделан на босых ногах женщин, на их руках и волевых лицах. Крестьянские девушки, сильные, закалённые физическим трудом, станут для художницы эталоном безусловной красоты.

Зинаида Серебрякова «Спящая крестьянка»

Серебрякова стремится к созданию сложных монументальных композиций, основанных на тщательном изучении натуры, созданию многочисленных этюдов. Данную тему художница развивает в больших портретных изображениях крестьянок. Среди них — «Крестьянка Марина, чешущая лён», «Крестьянка за пряжей», «Спящая крестьянка», впечатляющие живописным мастерством, ясным и смелым цветовым решением.

Зинаида Серебрякова «Баня»

Посетители Государственного Русского музея наверняка помнят «Баню» Серебряковой. Сюжет этой картины был выбран не случайно: у художницы появляется возможность разработать богатейшие мотивы пластики женского тела, воплотить идеал здоровой, естественной красоты. Её появлению предшествовало создание картины «Купальщица», где Зинаида впервые обращается к широко известной в искусстве теме, прошедшей через творчество многих художественных направлений, в том числе, любимых ею импрессионистов. Серебряковой удалось создать жизненный, и в то же время романтический образ молодой женщины.

Вечер памяти к 130-летию Зинаиды Серебряковой в Белгородском художественном музее

Портреты, созданные Зинаидой Серебряковой, удивительны по чистоте и душевной ясности. Её героями становятся люди, наделённые умом, живущие богатой духовной жизнью. Тщательно передавая индивидуальные характеристики, художница часто наделяла своих моделей схожими чертами: пластической выразительностью движений, характерным миндалевидным разрезом глаз. В них можно заметить и едва приметное внешнее сходство с обликом самой художницы.

Зинаида Серебрякова «Портрет А. Д. Даниловой в театральном костюме» Зинаида Серебрякова «Водонос. Марокко»

Впечатляет серия картин, посвящённая балету, балетным типам. В 1921 году дочь Серебряковой Татьяна поступает в хореографическое училище в Петрограде. Александр Бенуа, дядя художницы, получает для Зинаиды разрешение посещать репетиции и спектакли в бывшем Мариинском театре.

В дни балетных спектаклей она рисует за кулисами, а затем сеансы продолжаются дома, к ней балерины приходят охотно. Образы хрупких, изящных балерин написаны пастелью. Музыкальным ритмам подчиняется в её работах не только линия, но и цвет. Зинаида выбирает талантливых, красивых и молодых танцовщиц, среди которых оставившие след в мировой истории балета Екатерина Гейденрейх, Валентина Иванова, Лидия Иванова, Александра Данилова.

Зинаида Серебрякова «Париж. Люксембургский парк»

Важным шагом Зинаиды Серебряковой стала поездка в Париж, превратившаяся для неё в эмиграцию. Перевезти во Францию ей удается только двух детей: сына Александра и дочь Екатерину. Долгие годы жизни за пределами родины не доставляли художнице творческого удовлетворения — тоска по оставшимся детям, тревога за стареющую мать, ностальгия по родному дому, по земле отражались во всех её работах французского периода.

Во французской печати Серебрякову называли «одной из самых замечательных русских художниц эпохи», но эти благосклонные отзывы тонули в море статей, рекламирующих модное абстрактное искусство. Зинаида продолжала писать портреты и пейзажи в прежней реалистической манере, и её мастерство многим казалось устаревшим, а работы крайне редко приобретались на выставках.

В Белгородском художественном музее работает выставка произведений Зинаиды Серебряковой

Большой интерес представляет Марроканская серия, которую Серебрякова создаёт, путешествуя по Северной Африке. Этюды, привезённые ею после шестинедельного пребывания в городе Марракеш, созданные пастельными мелками, полны «радостного возбуждения», которое так ценила художница. Она побывала в «сказочной стране», где всё «так пленительно для художника». И в Марокко, и в Бретани, Коллиуре, Ментоне, её привлекали образы людей из народа.

Эти поездки, путешествие на юг Франции, в Италию, Англию стали непродолжительным радостным временем за все годы, проведённые на чужбине. Художница ушла из жизни 19 сентября 1967 года, в возрасте 82-х лет, сорок из них прошли во Франции. Но там её кончина осталась почти незамеченной.

Зинаида Серебрякова всегда оставалась русской художницей и стала легендой русского мира. Её удивительные работы несут свет, чистоту и ясность в искусство и жизнь. Она рисовала, как видела, как чувствовала, как дышала…

Неотъемлемой частью творческого наследия художницы являются семь графических произведений Зинаиды Серебряковой, которые до 30 декабря можно увидеть на выставке в Белгородском государственном художественном музее. Среди них — один из автопортретов Зинаиды Серебряковой, наброски к одному из вариантов картины «Беление холста» хранящейся в Русском музее, портрет археолога Г. И. Тесленко, а также сюжетные композиции, раскрывающие атмосферу родового поместья в Нескучном.

Дата публикации
19.12.2014 г.
Автор

Новости по теме