Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Очарование классицизма: Тэ-Хен Ким выступил с симфоническим оркестром Белгородской филармонии

19 декабря 2014 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт абонемента «Симфонические шлягеры», в котором в исполнении Симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и солиста-виртуоза Тэ-Хен Кима (фортепиано, Южная Корея) звучала музыка венских классиков — Гайдна и Моцарта.

Классика всегда в моде — в этом можно было без труда убедиться, посетив уникальный классический вечер в Белгородской филармонии. Классическим концерт был не только потому, что в нём звучала музыка венских классиков Й. Гайдна и В. А. Моцарта и исполнялись «образцово-показательные» (по словам ведущей концерта Н. Гирявенко) произведения в жанре симфония и концерт. Даже сама атмосфера была одухотворённо классической.

Музыковед Наталья Гирявенко открывает концерт абонемента «Симфонические шлягеры»

Рекордсмен по количеству созданных симфоний (всего 104 симфонии), австрийский композитор Йозеф Гайдн является одним из основоположников симфонии. В его «Парижских» и «Лондонских» симфониях наблюдается утверждение классических закономерностей этого жанра, характерного тематизма и приёмов развития.

19 декабря 2014 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт абонемента «Симфонические шлягеры»

12 «Лондонских» симфоний Гайдна — это, пожалуй, самые известные его инструментальные сочинения, создавшие бренд не только самому жанру симфонии, но и вписавшие золотыми буквами в историю имена «Гайдн» и «Лондон».

Две «Лондонских» четырёхчастные симфонии Йозефа Гайдна — № 97 и 104 — погрузили слушателей в прекрасный мир классицизма. Уже в первом отделении концерта царствовали классическая ясность, красота и выверенность форм. Казалось, эти симфонии вместили в себя необъятное: и простое созерцание, и радость бытия, и калейдоскоп сменяющих друг друга образов, в которых есть место образам самым разным — от светлых и беззаботных до мрачных и склонных к каверзам различного рода.

Симфонический оркестр Белгородской филармонии под управлением маэстро Нигаматуллина

97-я симфония до мажор — бесконечный кладезь элегантных музыкальных причуд, мелодических и ритмических — представила оркестр тончайших деталей, с главенством, разумеется, струнных, звучавших необыкновенно выразительно и тонко, вместе с выразительными соло духовых — гобоя (В. Шевченко), флейты (А. Уварова), «выкриками» валторн (Т. Скуднов, А. Лунёв), ударами литавр (С. Коваленко).

Яркая, насыщенная картина жизни, бурлящая радостью, блеском, и в то же время, местами, становящаяся размеренной и спокойной (вторая часть). Медные (трубы — А. Долинский, Н. Пустовит), достаточно скромно звучащие поначалу, тем не менее, дополнили общую атмосферу музыкального водоворота, в котором на первом месте оказались классическая рельефность, чёткость и строгость.

Главный дирижёр Симфронического оркестра Белгородской филармонии Рашит Нигаматуллин

Арпеджированные ходы (в основном нисходящие) в мелодии легко сменялись тонико-доминантовыми созвучиями и ликующими автентическими оборотами (в третьей части и финале).

Последняя в череде «Лондонских» 104-я симфония Гайдна ре мажор (которая часто ассоциируется с Саломоном — тем самым известным скрипачом, устроившим композитору гастрольные поездки в Лондон), прозвучавшая следом, представила сходный образный мир, с изложенными в сонатном аллегро главной и побочной темами практически целиком струнными, с прозрачными ансамблями и перекличками струнных и деревянных духовых.

Концерт абонемента «Симфонические шлягеры» в Большом зале Белгородской филармонии

Парный состав оркестра (две трубы, две валторны, без тромбонов и тубы) был и в 97-й симфонии, однако здесь он обеспечил более напряжённо-драматическое начало, в котором, всё-таки, присутствовали лёгкость, жизнерадостность, атмосфера праздника жизни.

Изящные «бантики», галантные поклоны, настроения грусти и полные торжества и озорства ликования, — всё это угадывалось в музыке Гайдна, оригинальную интерпретацию которой вынес на суд публики главный дирижёр оркестра, заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин.

Директор БГФ Светлана Боруха вручает грамоту Минкультуры РФ Ирине Александровой

Второе отделение началось с радостного события — с вручения директором филармонии Боруха Светланой Юрьевной от имени Министра культуры РФ Владимира Ростиславовича Мединского Благодарности, предназначенной белгородской виолончелистке, артистке симфонического оркестра филармонии, концертмейстеру группы виолончелей Александровой Ирине Джоновне, — «за большой вклад в развитие культуры».

Трёхчастный концерт для фортепиано с оркестром № 25 до мажор В. А. Моцарта в исполнении Тэ-Хен Кима — это то событие, которого с нетерпением ждали все присутствующие в этот вечер.

Тэ-Хен Ким выступил в Белгороде

Один из самых известных южнокорейских музыкантов современности, лауреат девяти (!) международных конкурсов, воспитанник трёх (!) высших учебных заведений (Корейского Национального Университета Искусств, Московской консерватории и Мюнхенской высшей школы музыки)пианист Тэ-Хен Ким, интервью с которым мы публиковали ранее, буквально с первых же звуков восхитил белгородскую публику.

Продолжительное трёхминутное оркестровое вступление, радостные аккорды, замирающая тишина пауз и… вот они, завораживающие пассажи фортепиано.

Корейский музыкант-виртуоз Тэ-Хен Ким выступил с Симфоническим оркестром Белгородской филармонии

Свобода исполнения солиста чувствовалась с самого начала, где слились воедино моцартовская изобретательность и игривость, лёгкость прикосновения и в то же время глубина тембра, неограниченная техническая свобода и энергичные подхватывания.

Публика с интересом внимала каденцию солиста (в точке золотого сечения первой части), в которой всё было приковано к тому, как умело исполнитель смог передать то состояние, которое было заложено композитором.

Тэ-Хен Ким и Рашит Нигаматуллин познакомили слушателей с венской классикой

Поющие трели, мягкие воздушные восходящие мелодические взлёты фортепиано второй части, плавность «перетеканий» соло в оркестровое изложение музыкального материала, хороший звуковой, тембровый и образный баланс солиста и оркестра, — состоялся настоящий разговор-диалог фортепиано и оркестра.

Здесь было место и победоносным образам первой части, и полной романтике и сентиментальности второй, и искромётно-блестящему финалу. Три части концерта пронеслись, как «путь к счастью», оставив нотки классической красоты и обаяния…

Очарование классицизма: Тэ-Хен Ким выступил с симфоническим оркестром Белгородской филармонии

Публика, очарованная всей этой классической красотой и совершенно великолепным пианистом, не смогла отпустить музыкантов без «биса». И тут всех ждал ещё один приятный сюрприз — лирическое ми-минорное «Интермеццо» мексиканского композитора Мануэля Понсе, которое проникновенно и изящно исполнил Тэ-Хен Ким, подарив дополнительные минуты истинного блаженства.

Концерт проводился в рамках фестиваля «Мастера искусств XXI века» при поддержке Министерства культуры РФ.

Дата публикации
20.12.2014 г.
Автор

Новости по теме