Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Никита Зимин выступил в Белгороде

16 января 2015 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии с симфоническим оркестром БГФ под управлением Дмитрия Филатова выступил лауреат международных конкурсов Никита Зимин (саксофон, Москва). В концерте прозвучали произведения Ж. Бизе, К. Сен-Санса, П. Сарасате, Й. Брамса, М. Мусоргского – М. Равеля, Г. Калинковича.

Концерт проходил в рамках фестиваля «Мастера искусств ХХI века», который проводится в разных городах России при поддержке Министерства культуры РФ. Ранее под эгидой этого фестиваля в абонементе «Симфонические шлягеры» состоялись выступления альтиста Алексея Людевига (Санкт-Петербург) и пианиста Тэ-Хен-Кима (Южная Корея).

Как справедливо заметила ведущая концерта заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко, «Симфонические шлягеры» — один из самых востребованных абонементов филармонии, гарантированно предлагающий слушателям встречу со знаменитыми и любимыми сочинениями симфонической классики, а также и с выдающимися мастерами исполнительского искусства. О популярности абонемента свидетельствовал и хорошо заполненный зал; на балконе молодая публика даже сидела на ступенях.

И это было не удивительно, учитывая «звёздный» статус солиста — лауреата двадцати международных конкурсов Никиты Зимина. Впервые выступивший в Белгороде 27-летний Никита Зимин (уроженец Вологды) выпестован в стенах музыкального училища и музыкальной Академии им. Гнесиных выдающимся педагогом, основоположником советской школы игры на академическом саксофоне Маргаритой Константиновной Шапошниковой.

В годы московской учёбы Н.Зимин неоднократно становился победителем на всероссийских и международных конкурсах, в том числе был удостоен золотой медали на Молодёжных Дельфийских играх в Астане (Казахстан) в 2006 г.

Молодой музыкант был отмечен грантами президентов России и Франции, а затем завершил своё образование во Франции, окончив магистратуру Парижской консерватории у выдающегося французского саксофониста Клода Делянгла. Осенью прошлого 2014 года, на юбилейном конкурсе, посвящённом 200-летию со дня рождения изобретателя саксофона Адольфа Сакса (1814–1894) на родине А. Сакса в бельгийском городе Динант Никита Зимин получил Гран-при.

Никита Зимин — один из тех российских музыкантов, кто вносит достойную лепту в сольное исполнительство на пока редком для российской академической эстрады инструменте, хотя история академического саксофона в Европе насчитывает без малого два столетия. За это время саксофон с его большими техническими и выразительными возможностями стал полноправным «гражданином» симфонического оркестра, а для сольного саксофона накоплен большой и интересный репертуар.

Гость из Москвы выступал в первом отделении концерта и, в соответствии с франко-бельгийским происхождением саксофона, в программе доминировал французский «акцент». Увертюра к «Кармен», открывшая первое отделение, рельефно и прозрачно, в очень французской манере исполненная оркестром под управлением Дмитрия Филатова, прозвучала в предельной чёткости своих ритмических контуров как торжествующий гимн бескомпромиссной и жёсткой красоте и правде искусства.

Из трёх виртуозных пьес для саксофона два были переложениями самых знаменитых и популярных сочинений скрипичного репертуара — «Интродукция и рондо-каприччиозо» Сен-Санса и «Цыганские напевы» Сарасате. Саксофон не только явился полноценной заменой скрипки, её технических и мелодических качеств, но и показал в известных сочинениях новые стороны.

В руках российского исполнителя саксофон ассоциировался с утонченностью, деликатностью и изысканностью французского искусства. Ровный чистый звук различной плотности менял тембровые оттенки подобно переливам змеиной кожи. Молниеподобные пассажные порывы сменялись чёткой графикой виртуозных или певучих мелодических линий.

Невероятная техническая подвижность саксофона в однородных, отчётливо-резких верхнем и среднем регистрах соседствовала с глубокой волнующей чувственностью нижнего регистра. Саксофон, задуманный его изобретателем как инструмент переходной между деревянной и медной группами духового оркестра, прекрасно звучал в соединениях и сочетаниях с ними обеими. Интересно, что с солирующим саксофоном (вместо скрипки) многие соло в оркестре прозвучали гораздо рельефнее и ярче, как например, в коде Интродукции и рондо-каприччиозо.

Помимо двух переложений Сен-Санса и Сарасате прозвучала оригинальная виртуозная пьеса Григория Калинковича (1917–1992) — Концерт-каприччио на тему 24-го каприса Паганини. Автор многочисленных произведений для духового оркестра, Г. Калинкович — композитор, дирижёр и педагог более 25 лет проработал заведующим кафедрой оркестровки военно-дирижёрского факультета Московской консерватории.

Воспользовавшись самой романтической темой музыкального романтизма, советский композитор подарил саксофонистам всего мира впечатляющую виртуозную пьесу в преобладающих инфернально-демонических тонах.

Другой главной «персоной» симфонического вечера 16 января стал Дмитрий Филатов, который в этот раз очень ярко продемонстрировал новое качество своих взаимоотношений с оркестром. Этот новый уровень взаимопонимания был очень заметен и в весьма разном характере сопровождения виртуозных пьес с солистом; и в оркестровых миниатюрах первого отделения (кроме Бизе прозвучали «Венгерский танец № 1 Й. Брамса и Танец нимф из «Вальпургиевой ночи» Гуно); и в имевшем большой слушательский успех цикле Мусоргского – Равеля «Картинки с выставки».

Дирижёрская «императивность» Дмитрия Филатова, ставшая столь очевидной в его последних выступлениях, «высвечивала» все подробности и детали оркестровых партитур, вместе с тем, создавая и очень целостное и ясное общее впечатление. Обращало на себя внимание уверенное и гибкое владение Филатовым точным темповым движением, как и способность его модифицировать в процессе исполнения.

Хочется думать, что этот новый уровень взаимодействия молодого белгородского дирижёра и симфонического оркестра БГФ обещает слушателям и в дальнейшем немало новых радостных симфонических впечатлений.

Дата публикации
17.01.2015 г.
Автор

Новости по теме