Новости и обзоры событий культурного Белгорода



IV BelgorodMusicFest продолжается

Следующему концерту фестиваля, который прошёл в Большом зале Белгородской филармонии 4 марта, накануне вечером предшествовала большая встреча с композитором-пианистом Сергеем Дрезниным. Интерес к этой встрече оказался не меньшим, чем к фестивальным концертам, а первые впечатления — не менее яркими.

На встрече, доверительной атмосфере которой немало способствовало позднее вечернее время, многочисленная публика познакомилась с Сергеем Дрезниным как академическим пианистом-аранжировщиком, автором многочисленных мюзиклов и просто как с человеком — музыкант подробно и охотно отвечал на многочисленные вопросы.

«Мини-концерт», которым начался вечер-встреча — С. Дрезнин исполнил собственные переложения медленной части Концерта И. С. Баха для 2-х скрипок и финальную сцену («Смерть Изольды») из оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда» — показали одного из главных гостей IV BelgorodMusicFest’а как незаурядного пианиста-импровизатора, своим мастерством импровизации на классические темы напомнившего американского пианиста Мэта Херсковица, гостя прошлогоднего фестиваля БориславаСтрулёва.

Затем присутствующим предложили просмотр видео-версии исторического мюзикла Сергея Дрезнина «Екатерина Великая. Музыкальные хроники времён Империи». Это — один из 17 написанных к сегодняшнему дню мюзиклов С. Дрезнина. Он с аншлагом идёт с 2009 г. в Свердловском театре мюзикла и оперетты (реж. Нина Чусова), и к настоящему времени эту постановку увидели уже около 200 тыс. человек.

Даже в формате видео-дайджеста «Екатерина Великая» оставила сильное впечатление, сразу же вызвав желание осмыслить и осознать это явление современного музыкально-драматического театра.

В полном авторском варианте одну из музыкально-сценических работ С. Дрезнина — музыкально-театральную композицию «Моцарт и Сальери» — белгородцы увидели на сцене Большого зала филармонии 4 марта.

В концерте под названием «От Моцарта до блюза» перед белгородской публикой предстали композитор-пианист Сергей Дрезнин, артист театра и кино Николай Чиндяйкин и рок-блюз-музыкант Евгений Маргулис, которые протянули головокружительную кривую «от классики до джаза».

Две столь далёкие друг от друга музыкальные эпохи «звёздным» гостям помогали воплощать и московские — скрипачка Анна Боровик, гитарист Михаил Клягин, и белгородские филармонические музыканты — камерный оркестр филармонии Mezzo music под управлением Натальи Боровик, дирижёр Дмитрий Филатов и квартет тромбонов «Jazz Guardians» («Стража джаза») в составе: Дмитрий Саитов, Алексей Попов, Виктор Скрынников, Василий Иващук.
«Моцарт и Сальери» — театрализованный концерт (по определению его автора) — является частью пушкинской трилогии С. Дрезнина по «Маленьким трагедиям», куда входят «Пир во время чумы», «Дон Гуан» и «Моцарт и Сальери».

«Моцарта и Сальери» Пушкина с музыкой С. Дрезнина можно назвать важной премьерой белгородского фестиваля. По выражению Николая Чиндяйкина, это — «ещё одна из версий» бессмертного пушкинского шедевра. Эта версия существует с 2012 года, а в 2013-м была исполнена в Иркутске на фестивале Дениса Мацуева «Звёзды на Байкале», и вот сейчас в Белгороде.

Белгородская премьера «Моцарта и Сальери» с музыкой С. Дрезнина нарушает канонические стереотипы восприятия пушкинской пьесы и уже в силу этого не может не стать объектом для дискуссии.

Кто может решать, где та грань в современном прочтении классики, переход за которую разрушает саму эту классику, предлагая её современному слушателю вкупе с несвойственными ей изначально стилевыми напластованиями?

Первое отделение концерта началось исполнением 1-й части 20-го фортепианного концерта Моцарта (солист — С. Дрезнин) с большой авторской импрессионистической каденцией, а la Дебюсси. Трагические монологи пушкинскогого Сальери в великолепном исполнении Николая Чиндяйкина сосуществовали в режущем контрасте фарсового эпизода «скрыпача слепого» (С. Дрезнин), переводя «пространство трагедии» в довольно чуждое пушкинской пьесе измерение.

Не «вписывалалось» в текст Пушкина Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, хотя возражать против такой обаятельнейшей замены обычно звучащей здесь Фантазии до-минор было трудно, настолько хороша была эта «вставка» в исполнении автора, Анны Боровик и Борислава Струлёва.

Думается, что подобная музыкальная «шоковая терапия» вряд ли имеет шанс пустить глубокие корни в России — там, где традиции, в том числе и традиции исполнения классики, всегда имели глубокий и неотменяемый смысл опоры.

Совсем иначе обстоит дело в области мюзикла, жанра, историю которого в России можно писать с чистого листа. Точно так же, как пустил корни на русской почве американский блюз, самый яркий представитель которого в русской рок-музыке легендарный Евгений Маргулис имел во втором отделении огромный успех.

Как и Николай Чиндяйкин, Евгений Маргулис — первый раз в Белгороде, но контакт с залом именитый российский блюзмен установил с первой же минуты и зал сразу же вовлекся в происходящее на сцене.

Даже те, кто вчера первый раз увидел и услышал одного из ярчайших представителей блюзового направления в российском роке, не могли не почувствовать, что они соприкоснулись с искусством высокого профессионализма, с музыкантом, находящимся в отличной творческой форме.

Следующее музыкальное интермеццо, на которое приглашает белгородцев филармония и арт-директор IV BelgorodMusicFest’а состоится вечером 6 февраля в Органном зале (начало в 22.00). Будет звучать — «то вместе, то попеременно» — орган Тимура Халиуллина и виолончель Борислава Струлёва, а кроме того, будут и сюрпризы, которые арт-директор фестиваля откроет только на вечере.

Дата публикации
06.03.2015 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме