Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Поэт пейзажа

22 мая на открытии выставки «И. Шишкин. Офорты» в Белгородском государственном художественном музее впервые в Белгороде Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого представил свои фонды уникальной коллекцией работ знаменитого русского пейзажиста XIX века.

При одном лишь упоминании имени Ивана Шишкина в памяти всплывают величественные силуэты сосен над разливом золотящихся колосьев, сочная зелень лугов и пышные массы листвы во всём её богатстве лесных тонов.

Наиболее часто «цитируемое» произведение знаменитого мастера национального русского пейзажа — «Утро в сосновом лесу», с введённой в сюжет сценой из жизни медвежьего семейства. Лучшие произведения выдающегося мастера стали классикой национальной живописи.

Гораздо менее знаком зрителю художник своим графическим творчеством, представленным работами из фондов Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого. Однако некоторые искусствоведы считают, что парадокс его популярности состоит в смещении акцентов. Будучи одним из лучших пейзажистов в живописи, среди мастеров графики И. Шишкин — «единственный и небывалый в России».

Как выразился русский искусствовед и музейный деятель А. Сомов, «Ни один русский живописец не оставлял такого обширного гравюрного наследия, ни один не достиг такого совершенства во владении техническими приемами офорта и литографии, ни один не создал такой «энциклопедии русского пейзажа». И. Шишкин как гравер-пейзажист — явление исключительное в русском искусстве».

Представлявшая коллекцию на открытии выставки директор Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого Н. А. Бендюкова подчеркнула: «Движущей силой творчества этого выдающегося мастера была любовь к родной природе».

Действительно, его работы свидетельствуют, что художник не стремился охотиться за экзотикой. Уже со времени его учёбы в Императорской Академии художеств одной из задач стало стремление передать неповторимость северного пейзажа, любовь к натурным этюдам в противовес студийному тиражированию отвлечённых красот. Недаром на одном из эскизов художника появляется такая запись: «Раздолье, простор… Божия Благодать. Русское богатство».

Будучи членом-соучредителем «Товарищества передвижных художественных выставок», И. И. Шишкин участвовал в активной просветительской деятельности, чтобы предоставить жителям глубинки возможность знакомиться с искусством. Именно офорт, в силу своей тиражности, становится прекрасным средством формирования эстетического вкуса и пропаганды русского реалистического искусства в самых отдаленных уголках России.

В некоторых названиях работ звучит география русских провинций: «Кама близ Елабуги», «В Сестрорецке», «Царёв курган», «Крымский вид», иные же ласкают слух национальной мелодикой родной речи: «Лесная околица», «Зорька», «Полянка», «Затишье». Для каждого сюжета художник находил особую технику офорта, иногда сочетая различные технические приемы, умело использовал различные подкладки (кроме бумаги — батист, бархат, шелк), достигая тем самым большого разнообразия и глубины тонов.

В экспозиции представлены работы, ставшие, своего рода, итогом творческого пути выдающегося гравёра. Это альбом «60 офортов И. И. Шишкина 1870–1892», изданный в 1894 году акционерным обществом «Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркс». В него вошли лучшие офорты, напечатанные с авторских досок по указаниям и под наблюдением самого художника, созданные им за двадцать лет.

В настоящее время сохранилось весьма небольшое количество полных альбомов. В фондах большинства музеев, частных коллекциях или собраниях аукционных домов чаще всего встречаются лишь отдельные листы издания. Это позволяет считать альбом из собрания Севастопольского художественного музея уникальным.

Особой изюминкой данной выставки стало экспонирование на одном выставочном пространстве двух эстампов, напечатанных с одной офортной доски: произведение «Муравейник».

Один из них — собственность Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого, другой принадлежит Белгородскому государственному художественному музею: его преподнёс в подарок губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко в 2007 году.

Сегодня можно сказать, что этот лист привлёк в музей своих «собратьев», чтобы мы в полной мере могли оценить графическое мастерство выдающегося художника.

Дата публикации
22.05.2015 г.
Автор

Новости по теме