Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Всё лучшее — женщинам» на закрытии юбилейного фестиваля «Борислав Струлёв и друзья»

В преддверии первого праздника весны, 7 марта состоялся заключительный концерт V Международного музыкального фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья», который ежегодно проводится при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области.

Одни из самых востребованных музыкантов современности — Ильдар Абдразаков (бас, Россия), Эльдар (фортепиано, США), Борислав Струлёв (виолончель, США-Россия), Анна Боровик (скрипка, Россия) выступили в Большом зале Белгородской государственной филармонии в сопровождении Камерного оркестра Mezzo Music (художественный руководитель — Наталья Боровик) и музыкантов симфонического оркестра филармонии под управлением Хосе Луиса Гомеса (Испания).

Вечер открыло пронзительное и тонкое Adagio «Аранхуэсского концерта» испанского композитора ХХ века Хоакино Родриго. Музыкальная тема, лишенная диссонансов и хроматики, предназначенная в оригинале для солирующей гитары (как и весь инструментальный концерт), в выразительном звучании виолончели соло несравненного Борислава Струлёва приобретала еще более скорбно-меланхоличные черты, рождая образы любви и горечь утраты (неслучайно эта музыка написана Х. Родриго в тревожное для всего мира время — в 1939 г., когда на пороге была вторая мировая война). Удивительный звуковой баланс, отличную сыгранность солиста и оркестра ощутили слушатели, внимая в безмолвной тишине гармонию звуков.

Завораживающие струнные в низком регистре и ритмически сдержанные аккорды оркестрового вступления, за которыми следует необыкновенной красоты мелодия солирующей скрипки, распевная, нежная; тема затем перемежается с острыми, вихревыми звучностями, вторгающимися внезапно, вносящими смуту острохарактерными подчёркнутыми ритмами. В завершении начальная тема появляется вновь, но уже в новом качестве, поглотив в себя всю эксцентричность, синтезировав широкую гамму звуковых, регистровых, тембровых оттенков.

Такой была белгородская премьера Концерта De Berlin («Берлинский концерт») французского композитора румынского происхождения Владимира Косма (музыка которого звучит в двух сотнях кинолент), лично передавшего музыкантам партитуру для исполнения своего сочинения в Белгороде. Музыка этого концерта была написана для французского кинофильма «Седьмая мишень», рассказывающего о любви, об оркестре и о судьбе одного из его музыкантов, прозвучала в исполнении блистательной Анны Боровик и белгородского оркестра под управлением Хосе Луиса Гомеса.

Контрастным было сольное выступление следующего участника фестиваля — молодого пианиста из США по имени Eldar (Эльдар Джангиров), уроженца города Фрунзе, ныне Бишкек (Кыргызстан). Контрастным, потому что после симфонической музыки академической традиции джазовая музыка с оттенком фанк-, соул-джаза и бибопа звучала довольно необычно.

Американский джазовый пианист и композитор Билли Тейлор как-то сказал, что «исполнение Эльдара Джангирова демонстрирует великолепие, сложность и дисциплину», а знаменитый Дэйв Брубек окрестил его «гением среди большинства молодых людей…». Неслучайно критики сравнивают его технику с техникой знаменитого Оскара Питерсона. Исполняя сочинение Бобби Тиммонса Moanin («Стонет»), а также пьесу Билли Стрейхорна Take the A-train («Сядь на поезд “А”»), Эльдар наглядно подтвердил эти слова, продемонстрировав высокий уровень джазовой импровизации, волшебное мастерство и музыкальный интеллект (The New York Times).

Совершенно иным было собственное произведение Эльдара, посвящённое его маме Татьяне, благодаря которой пианист сделал когда-то свои первые шаги в мир музыки. Lullaby Fantasia («Колыбельная-фантазия») — это прозрачно-хрустальные аккорды, консонансные гармонии, ленточные мелодические ходы, мелко-бисерные гаммы и волшебные пассажи, объединённые общим импрессионистским штрихом и любовью исполнителя-композитора.

В содружестве с белгородскими музыкантами Павлом Могильниченко (бас-гитара) и Олегом Ивановым (ударные) Эльдар исполнил зажигательную композицию Take five Дэйва Брубека, а в дуэте с Бориславом Струлёвым великолепно прозвучали Прелюдия № 2 и сочинение It ain’t necessarily so («Это необязательно так») Джорджа Гершвина.

Рапсодия в стиле блюз Джорджа Гершвина стала кульминацией выступления Эльдара. Казалось, что оркестр под управлением Хосе Луиса Гомеса и солист сливаются воедино, давая волю несгибаемой, бьющей через край энергии солиста. Виртуознейшие пассажи были сыграны блестяще. Так тонко чувствовать друг друга могут только истинные мастера своего дела. Пожалуй, это было лучшее исполнение этой рапсодии за последние годы в филармонии, и слушатели долго и эмоционально аплодировали Эльдару.

Многие из пришедших на концерт закрытия юбилейного фестиваля ждали только Его. И он появился во втором отделении программы, начавшегося с исполнения оркестром увертюры к опере Жоржа Бизе «Кармен». Красивый, статный, импозантный, Ильдар Абдразаков имеет много поклонников по всему миру, и это неудивительно, ведь его уникальный тембр, мощный бас вместе с неповторимым сценическим актёрским обаянием способны восхитить даже самого строгого и придирчивого знатока оперной классики.

Народный артист Республики Башкортостан, лауреат международных конкурсов, солист Мариинского театра и театра Метрополитен-опера, обладатель премии «Золотая маска», в концертном репертуаре которого произведения самых разных эпох — от опер Моцарта до «Пульчинеллы» Стравинского, своим голосом и талантом навсегда покорил всех гостей белгородского фестиваля. «Запоминающийся тембр, прекрасное легато, бездна мастерства» (The Independent) артиста — всё это, безусловно, зрители почувствовали с самого первого его выхода на сцену, когда звучала знаменитая Ария Тореадора из оперы Ж. Бизе «Кармен».

Ария Ленского из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении Борислава Струлёва, звук виолончели которого проникает глубоко в душу и очаровывает, в сопровождении оркестра стала ещё одним бриллиантом музыкального вечера. За ним последовали выступления Ильдара Абдразакова и Борислава Струлёва в сопровождении оркестра — ария Короля Филиппа из оперы Дж. Верди «Дон Карлос» и два романса под аккомпанемент фортепиано (заслуженная артистка РФ Людмила Петрова) — «Сомнение» М. Глинки и «Элегия» Ж. Массне.

Необыкновенную музыку в блистательном исполнении музыкантов сменило на несколько минут звучание литературного шедевра — «Желание славы» А. С. Пушкина в исполнении Василия Мичкова — известного российского актёра, ведущего всех концертов юбилейного фестиваля BelgorodMusicFest.

В завершении фестиваля Ильдар Абразаков в сопровождении белгородского оркестра под управлением Хосе Луиса Гомеса безупречно исполнил оперные шедевры — каватину Алеко из оперы C. Рахманинова «Алеко» и арию Дона Базилио из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник», а также знаменитую «Гранаду» А. Лара. Зал буквально взорвался овациями и аплодисментами.

Весь концерт закрытия юбилейного фестиваля «Борислав Струлёв и друзья» стал блестящим подарком артистов всем женщинам к 8 Марта.

Дата публикации
08.03.2016 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме