Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Чудо Ростова Великого

Открывшаяся в Белгородском государственном художественном музее выставка «Ростовская финифть: от иконы до украшения» из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» позволяет погрузиться в прошлое и настоящее одного из трёх «чудес» древнейшего города России.

Ростов Великий, расположенный к юго-западу от Ярославля, на берегу озера Неро, славен далеко за пределами страны дивным колокольным звоном, белокаменным кремлем и ростовской финифтью. 250 лучших образцов удивительной миниатюрной живописи ХVIII–ХIХ вв., выполненной в технике финифти, — экспонаты привезённой в Белгород выставки «Ростовская финифть: от иконы до украшения» — демонстрируют более чем двухсотлетнюю историю развития эмальерного промысла с периодами его взлета и падения. Для увлеченного посетителя экспозиция станет машиной времени, которая поможет совершить путешествие в прошлое и настоящее не только ростовской финифти, но и всей России.

В Россию эмаль пришла из Византии одновременно с принятием христианства и стараниями русских мастеров – эмальеров уже к ХVIII веку стала уникальным явлением мировой художественной культуры.

Широкий диапазон представленных на выставке изделий позволяет проследить основные периоды развития ростовской финифти: от украшения церковной утвари до светского ювелирного искусства, от самых древних способов декорирования металла перегородчатой и выемчатой эмалью к тонкой живописи огнеупорными красками.

В экспозиции представлены миниатюры второй половины XVIII столетия. Это так называемые дробницы — овальные, круглые или прямоугольные эмалевые вставки. Некоторые миниатюры исполнены в виде крестов и достаточно крупных иконок. В прежние времена все они служили украшением различных церковных предметов. Демонстрируемая митра позволяет увидеть, как использовались дробницы для украшения церковного облачения.

Краски финифти отразили величие и роскошь убранства русского православного храма времен барокко. Насыщенностью цвета, блеском эмалевого покрытия они не уступают окружающим их бирюзе, жемчугу, золоту, серебру, парче и бархату. Яркая, звучная, высветленная палитра мастеров-эмальеров составлялась из нескольких оттенков зеленого, желтого и пурпурного цветов. Торжественность красок — одна из главных особенностей ростовской финифти. Она соответствует традиционным народным представлениям о красоте цветовых соотношений.

Среди представленных экспонатов второй половины XIX – XX столетия особо выделяется портретная миниатюра. На выставке экспонируются несколько великолепных реалистических портретов выдающихся людей, в которых эмальерам удалось достичь убедительной психологической характеристики своих героев.

После революции полный запрет на церковную тематику подталкивает ростовских мастеров к разработке пейзажа и орнаментально-декоративной росписи, к опытам по применению финифти в украшении ювелирных изделий и предметов быта. На выставке можно увидеть образцы финифтяных изделий того времени: ларцы, шкатулки с упрощенной, довольно пестрой по цвету росписью, которая к 20-30 годам XX века усложнилась и достигла необыкновенной живописности. Мягкой светотеневой разработкой форм, чрезвычайно тонким письмом и деликатной раскладкой цвета выделяются работы А. А. Назарова, выполненные в лучших традициях искусства финифти.

Выставка наглядно показывает, что в ювелирных работах ростовских художников всё ещё немалое место занимают цветочные орнаменты с тонкой проработкой деталей. В этом направлении много работают художники-эмальеры В. Д. Кочкин, Т. С. Михайленко, А. В.Тихов, Н. В. Серова, А. Г. Алексеева. Их потрясающе красивые, искусно выписанные цветочные композиции широко представлены в экспозиции. Незабываемое впечатление оставляют ювелирные изделия, выполненные в технике скани, когда миниатюрная эмаль оплетена тончайшим, изящным кружевом из серебряной или медной крученой проволоки.

Работа выставки «Ростовская финифть: от иконы до украшения» в художественном музее продлится до середины августа.

Дата публикации
24.06.2016 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме