Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Цвет воздуха» Виктора Шульги

30 августа 2016 года, в день рождения Исаака Левитана, в выставочном зале «Родина» открылась выставка заслуженного художника Украины Виктора Шульги. Выставка называется «Цвет воздуха». Название звучит необычно, но оно очень лаконично и точно обозначает творческое кредо художника — видеть и мыслить цветом.

Сегодня, когда искусствоведы говорят о кризисе масляной живописи, о том, что она уходит из нашей жизни, побывать на хорошей профессиональной выставке художника-живописца — большая радость. Радость от осознания того, что, несмотря на все преграды, запреты и конфликтные отношения между Украиной и Россией, люди не перестают общаться, художники не прекращают творить и делиться своим творчеством не только у себя на родине, но и делать выставки за ее пределами.

Радость от того, что человек под политическим гнетом не впадает в истерику, не кидается выплескивать негативные эмоции, а остается верным самому себе, своим жизненным и художественным принципам, сохраняя индивидуальный творческий почерк и узнаваемый стиль.

Живописное искусство Виктора Шульги знакомо белгородскому зрителю. Впервые Белгород познакомился с ним в 2010 году. И вот спустя шесть лет — новая интересная выставка.

После знойного лета, жаркого солнца глотком свежей хрустальной воды встречает нас выставка «Цвет воздуха». Есть ли он у воздуха? И как можно его изобразить? Естественно, подкованный зритель сразу же вспомнит импрессионистов с их дрожащей световоздушной средой, но Виктор Шульга не идет их путем. Для него это было бы очень просто и не интересно.

Он создает свою среду, видеть которую может только человек, обладающий уникальным цветовым зрением. Это зрение позволяет воспринимать мир сразу в нескольких измерениях: большим охватом пространства — вдаль и вширь, и одновременно, все подробности микромира, находящиеся буквально «перед носом».

И сначала, как бы не совсем понятно, что же изображает автор, но отойдя на определенное расстояние, вдруг мы видим картину — объемную, с очень глубокой перспективой и неожиданно открывшимся пейзажем. Стереоскопический эффект картин Виктора Шульги поразительный: мы смотрим сразу как бы и в телескоп, и в микроскоп. А самое главное, что это не противоречит друг другу.

Как считает большинство посетителей выставок, писать природу просто — ни тебе сверхзадач, ни исторических сюжетов, ни человеческих характеров, так, деревья, кусты, цветы, просторы… Но Михаил Врубель, с чьим творчеством, как думается, созвучно творчество Виктора Шульги, говорил: «Нарисуйте попробуйте просветы воздуха в ветвях — не нарисуете. Как они красивы». А Левитан утверждал: «Как ни пиши, природа все же лучше». Вот такие сверхзадачи!

А, ведь, на самом деле, попробуйте стать один на один с этюдником или мольбертом перед открывшемся вашему взору миром, ощутите его величие, вдохните его красоту. У кого как, а у меня от одной такой мысли колени начинают дрожать. Это все равно, что творить мир. А богом быть очень трудно. Это колоссальная ответственность!

Как суметь это передать: прохладное чистое осеннее утро в березовой рощице, бездонные туманы над заливными лугами и пение птиц в невидимых деревьях, беззащитную, теплую, нежную, как только что проснувшийся ребенок, весну. Как передать свое впечатление на холсте, не осквернив явившееся чудо одном лишь своим взглядом?

Такое под силу только очень чистому душой, сильному и мудрому человеку, который любит землю, на которой живет, как родное по крови существо. Любит очень страстно, глубоко, но в то же время робко, даже как-то по-юношески, словно боясь вспугнуть ту взаимность, которой отвечает ему каждая травинка, каждая капля росы на цветке. Именно такие люди видят «цвет воздуха» и «умеют рисовать просветы воздуха в ветвях».

Благодаря такому художнику как Виктор Шульга и мы можем увидеть «цвет воздуха». В этой стремительной жизни у нас есть только одна попытка проникнуться элегическим, тютчевским настроением от созерцания прекрасного мгновенья, попасть в конкретный, но, в то же самое время, параллельный фрагмент реальности.

Почувствовать себя легкой молодой каплей весенне-летнего тумана, висящей в воздухе, всей кожей ощутить влажную поверхность пробудившихся яблоневых цветов и листьев, отразиться облаком в оттаявшей весенней луже, испариться и улететь в далекое синее небо, чтобы потом вернуться сюда уже тяжелой осенней тучей и блеснуть последней радугой на желтом опавшем листе.

Исаак Левитан, когда хвалил чью-то работу, говорил: «Хороший мотив, есть мотив, есть грусть». Виктор Шульга искренне творит сказку — грустную, но светлую, как сказки Андерсена, мудрую и глубокую, как буддийские притчи. И над ней «туман, туман, любви старинные туманы…»

К родному берегу причалив, и потеряв весло, — пустая лодка…
Изначально быть переполненной ей суждено: цветами, птицами, плодами,
Зверьем и людом — плыви, добротная ладья!

Но тихо в заводи туманной пустой у мостика стоит она.
И нет весла, нет паруса, нет ветра, чтобы от брега отогнать ладью.
Лишь волны ласково качают, как колыбель мечту мою —
О дальнем море, что за лесом, полем, за горой,
Куда не долететь и не доехать, лишь по реке доплыть…

Но нет весла, нет паруса, нет ветра…
Печаль светлее, глуше плеск воды, восходит солнце.

Что ж стоишь ты?

Дата публикации
01.09.2016 г.
Автор

Новости по теме