Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Хроники X «щепкинского» фестиваля: День первый. Открытие и спектакль «Пролётный гусь» МХТ им. Чехова

24 сентября торжественно открылся Десятый Всероссийский фестиваль «Актёры России – Михаилу Щепкину». Церемония открытия началась с традиционного возложения цветов к памятнику нашему великому земляку — Михаилу Семёновичу Щепкину актёрами труппы БГАДТ и жюри фестиваля.

Народный коллектив «Везелица» с песнями и танцами приветствовал гостей фестиваля, после чего все были приглашены в зрительный зал.

В торжественной обстановке художественный руководитель БГАДТ имени Щепкина Виталий Слободчук и начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский объявили фестиваль открытым.

Ведущие вечера Вероника Васильева и Дмитрий Гарнов зачитали приветственные письма от министра культуры РФ Владимира Мединского и Председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина.

И наконец – спектакль открытия. Им стал «Пролётный гусь» Московского Художественного театра имени Чехова.

Постановка осуществлена в 2002 году режиссёром Мариной Брусникиной по рассказам знаменитого российского прозаика Виктора Астафьева, ушедшего из жизни 15 лет назад, и посвящена памяти писателя.

Скупое оформление сцены (художник Ирина Смурыгина-Терлицки) — на чёрном фоновом пространстве подвешено лишь несколько деревянных досок — контрастирует с эмоциональностью актёров, то сдержанной, будто спрятанной, то откровенной и яркой.

Перенести прозу на сцену — всегда смелая затея, таящая в себе опасность излишней литературности, этакого радиотеатра. Однако же и у нас в театре недавно прошла премьера спектакля «Приговорённый к счастью»: попытка поставить рассказы Захара Прилепина оказалась удачной.

Здесь, в «Пролётном гусе», — тот же приём рассказывания актёром авторского текста. Но мхатовский спектакль менее образен и расцвечен всяческими придумками. Да и не нужны они. Всё просто — актёр спокойно говорит выученный текст, но отчего-то это не становится скучным. Впрочем, понятно, отчего: сочетание уникального астафьевского языка и актёрского профессионализма оказывается явлением искусства, высокого, настоящего.

Первая часть спектакля поставлена по рассказу «Пролётный гусь». История молодой женщины Марины, в послевоенной тяжёлой суете встретившей такого же одинокого Данилу и налаживающей с мужем свою нехитрую жизнь, воссоздана без излишних эмоций. Будто в чёрно-белый фильм погружается зритель, проживая с героями суровую бытность маленького и бедного посёлка Чуфырино.

Скромные труженики Солодовниковы противопоставляются сытым, избежавшим военных тягот Мукомоловым. Сюжет рассказа трагичен по сути — ни Марине, Ни Даниле, ни маленькому их сынишке Аркане не удаётся выжить, но при этом остаётся в памяти светлым и щемящим.

Второй акт спектакля, напротив, оптимистичный и шумный, основанный на другом рассказе Астафьева — «Бабушкин праздник». Съехалась к бабушке вся многочисленная родня, накрыт был невероятный праздничный стол. Шутки-прибаутки, песни и даже драка — всё как водится в русской деревне.

Зрители с увлечением следили за происходящим на сцене, живо реагируя на актёрское проживание текста. Весело. Но и печально — ведь ещё не знают бабушкины гости, что в последний раз собираются все вместе…

Центр спектакля — несомненно, артисты. Кристина Бабушкина, Алёна Хованская, Наталья Рогожкина, Янина Колисниченко, Юлия Чебакова — исполнительницы женских ролей, мхатовские «звёзды» среднего поколения, запоминаются особенно. Но и мужчины: Павел Ващилин, Олег Мазуров, Олег Тополянский, Валерий Трошин, Эдуард Чекмазов — замечательны, пронзительны, абсолютно соответствуют духу трудных послевоенных лет.

Прошёл первый фестивальный вечер, отмеченный потрясающим талантом Виктора Астафьева и режиссёрским мастерством Марины Брусникиной, постаравшейся бережно перенести на сцену великий авторский тест.

Сегодня вечером — Островский. Свою версию «Доходного места» представит нам Севастопольский академический театр драмы имени А. В. Луначарского.

Дата публикации
25.09.2016 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме