Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Хроники X «щепкинского» фестиваля: День пятый. В двух спектаклях — Чехов

Можно смело утверждать, что Антон Павлович Чехов — главный драматург нынешнего Щепкинского форума. Три спектакля в программе поставлены по его пьесам. А ещё один отчасти посвящён личности самого писателя. Это моноспектакль «Соло для струны без оркестра. Исповедь актрисы», сыгранный вчера в 15:00 в Малом зале Белгородского института искусств и культуры.

Главную и единственную роль в нём исполнила Римма Белякова, народная артистка России, недавний лауреат премии «Золотая маска». Римма Ивановна — легендарный театральный педагог, много лет преподающий в Саратове актёрское мастерство.

В белгородской труппе работают многие её ученики: народный артист России Виталий Стариков, заслуженная артистка России Оксана Бгавина, Вероника Васильева, Татьяна Макарова, Валерия Ерошенко, Евгений Рощин.

Моноспектакль Беляковой (авторы — Л. Касьяненко и Ю. Шрадер) посвящён Ольге Книппер-Чеховой, но оттого, что исполняет его столь признанный мастер сцены, название «Исповедь актрисы» становится многозначным.

Личность Ольги Леонардовны мы воспринимаем сквозь призму другой талантливой женщины, и от этого происходящее на сцене обретает особый магнетизм. Пьеса написана на основе переписки Антона Чехова с его супругой, и хочется перечитать эти удивительные письма сразу после спектакля.

Белокурая, удивительно моложавая женщина в чёрном движется по сцене то медленно, будто в раздумьях, то вдруг резко, повинуясь охватившим её эмоциям. Голос её негромок, да и сама игра актрисы неброская, негромкая, но такая достоверная, что невозможно отвести взгляд от сцены.

Позади героини — целая жизнь, в которой она разрывалась между любовью к театру и любовью к гениальному человеку, по воле судьбы ставшим её мужем. Час с небольшим пролетают незаметно, и вот уже знаменитая Римма Белякова стоит на сцене, принимая овацию в свою честь.

А потом, едва затихнут хлопки, она так же тихо, но так, что слышно каждое её слово, рассказывает о своей встрече с Книппер во время учёбы в Школе-Студии МХАТ — подчёркивая неслучайность спектакля, только что нами увиденного. Глубоко, талантливо, завораживающе — так можно описать впечатления от этого спектакля.

После окончания показа на сцену к Римме Ивановне поднялись её ученики с цветами — это было очень трогательно!

«Вишнёвый сад», показанный вчера в 18:30 на основной сцене БГАДТ — будто вторая серия «Исповеди актрисы». Ведь роль Раневской написана Чеховым специально для Ольги Книппер. Но это, пожалуй, единственное, что роднит два этих спектакля.

Постановщик «Вишнёвого сада» Валерий Саркисов предлагает нам погрузиться в зрелище масштабное, визуально завлекательное. Главным компонентом спектакля становится сценография, привлекающая внимание даже большее, нежели актёрский ансамбль.

Художник-постановщик Александр Орлов (Санкт-Петербург) создаёт пространство кинематографичное, с белым экраном на сцене, с тяжёлыми портьерами, с громадной люстрой. Во втором акте портьеры безжалостно срываются, люстра падает на пол — и до финала становится одним из главных предметов на сцене, а в сцене несостоявшегося объяснения Лопахина и Вари — и вовсе третьим персонажем.

Движутся на экране чёрно-белые фигуры, и похожие на них движутся по сцене, привлекая внимание разнообразными нарядами (художник по костюмам — хорошо знакомый белгородцам Андрей Климов).

Чехов здесь другой, отличный от того живого и пронзительного, что показали вчера питерцы — более изысканный, костюмный, статусный.

Не оставляет мысль, что спектакль, хотя и относительно новый, но достаточно «возрастной» по актёрскому составу. Как бы ни были опытны, интересны, мастеровиты заслуженные артисты России Александр Сучков (Петя Трофимов) и Сергей Блохин (Лопахин), они всё же слишком солидно смотрятся вместе с Аней (Маргарита Баголей) и Варей (замечательная работа Марии Мельниковой).

Раневская у Елены Турковой получилась капризной, слегка инфантильной, в её голосе подчас звучат совершенно детские нотки. Интересен Гаев Сергея Кабайло: в его исполнении есть нечто, что вызывает желание увидеть и другие работы артиста.

Ярко и эксцентрично, как и полагается в роли Шарлотты, играет заслуженная актриса России Елена Суродейкина. В целом Нижегородская драма демонстрирует наличие весьма профессиональной и разноплановой труппы — а смотреть на хороших актёров всегда интересно.

Символично, что один из участников нижегородского «Вишнёвого сада» — выпускник Риммы Беляковой Александр Сучков. Педагог и ученик, народная артистка России и заслуженный артист России, вместе стояли на сцене на поклонах.

Таким «чеховским» получился пятый фестивальный день. Половина спектаклей позади, но впереди нас ждут ещё много впечатлений — достаточно взглянуть на афишу!

Дата публикации
29.09.2016 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме