Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Хроники X «щепкинского» фестиваля: День шестой. Пушкин и Тургенев на языке театра

Десятый Всероссийский фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину» запомнится не только громкими именами театров-участников, но и большим количеством представленных в его афише спектаклей. Вот и вчера зрители и экспертный совет могли познакомиться сразу с двумя названиями.

Первым стала «Сказка о рыбаке и рыбке» Губкинского театра для детей и молодёжи, сыгранная 28 сентября в 13 часов на сцене Концертного зала БГИИК.

Постановщик Сергей Семёнов (он же многолетний худрук коллектива) нисколько не пытался каким-то образом осовременить сказку Пушкина. Актёры, наряженные в стилизованные «под фольклор» костюмы, проговаривают, а иногда и пропевают всем известные строки. Иные повторяются по многу раз — то ли чтобы яснее донести до зрителей их смысл, то ли чтобы подтянуть короткий текст сказки до продолжительности, мало-мальски соответствующей формату театрального спектакля.

Роль декораций исполняют разбросанные по заднему плану лёгкие бруски — этакий конструктор, только одноцветный. Из этого конструктора собираются избушка, дворец и прочее — в зависимости от сюжетного момента.

На них почти не смотришь — в центре внимания всё же актёрский ансамбль, вполне профессиональный, владеющий и пластикой, и вокалом. Вот только присутствуют сомнения, что современные дети (а именно им адресован спектакль) могут оценить спектакль, который всё же больше напоминает читку, хотя и художественную, старательно оснащённую режиссёрскими придумками.

Увы, придумки эти оставляют впечатление уже много раз виденных штампов, которые не в силах «освежить» даже старания актёров — опытных, пожалуй, даже слишком взрослых для подобной постановки, которая похожа на получасовой актёрский тренинг.

Театр имени Маяковского, представивший свой спектакль на сцене БГАДТ им. Щепкина вечером того же дня, впервые участвует в Щепкинском фестивале. Но с Белгородом его роднит многое: режиссёр Юрий Йоффе, один из «столпов» Маяковки, поставил на нашей сцене четыре успешных спектакля, а актриса Александра Равенских — дочь того самого легендарного Бориса Равенских, именем которого назван Старооскольский театр для детей и молодёжи. Борис Иванович провёл в нашем крае своё детство, и белгородцам повезло уже дважды видеть его дочь участницей фестиваля: впервые это произошло в 2013 году, когда Александра Борисовна представляла проект «За тобой пойду…».

Спектакль «Отцы и сыновья» поставлен в 2014 году Леонидом Хейфицем по пьесе Брайана Фрила, который адаптировал для сцены роман Ивана Тургенева «Отцы и дети».

Первая и главная ассоциация с атмосферой, царящей в спектакле — воздух. Он пронизывает пространство сцены — удивительный, свежий, прозрачный воздух девятнадцатого века (немалая заслуга в этом художника Владимира Арефьева). Дыша им, люди непременно должны быть счастливы, но счастливы, как известно, у Тургенева не все и не всегда.

Хотя, что мы, сегодняшние, знаем, вернее — что помним из романа? Категоричного Базарова, которого учебники литературы преподносили как революционера; его намного более мягкого и лиричного друга Кирсанова? Да ещё споры с дядей Павлом Петровичем… О чём там они спорили, припомнить невозможно.

В спектакле Хейфеца на первый план выходят не идеологические прения, а живые человеческие чувства. Интересно наблюдать за тем, как постановщик пытается как можно более оживить образы, застывшие в нашей памяти довольно схематично. Все интересны, все живут своей жизнью, за каждым видится история, и касается это не в первую очередь Евгения (Сергей Беляев) и Аркадия (Макар Запорожский, которого радостно вчера узнавали белгородские поклонники сериала «Молодёжка»).

Пожалуй, изобретательнее и многограннее сыграны образы старшего поколения: родители Базарова (заслуженные артисты России Александр Андриенко и Александра Равенских), старшие Кирсановы (заслуженные артисты России Александр Шаврин и Евгений Парамонов).

Провозвестники своих собственных максималистских принципов, сыновья вдруг отчаянно влюбляются и становятся вдруг похожими на отцов, которым ничто человеческое не чуждо. Увы, родители иногда переживают детей, как случилось это в семействе Базаровых, но и после трагедии всё так же буднично идёт жизнь спектакля — цветут цветы в поместье Кирсановых, острит дядюшка, приезжают с визитами дамы.

И вот-вот сыграются сразу две свадьбы — пусть погибшему от тифа Евгению и не суждено стать на них гостем.

Как и в «Трёх сёстрах» Семёна Спивака, есть в спектакле Хейфица ощущение жизни — подробной, вязкой, зримой. А взаимоотношения отцов и сыновей — тема на все времена.

Дата публикации
30.09.2016 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме