Новости и обзоры событий культурного Белгорода



V фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи»: Закрытие

25 ноября в Большом зале Белгородской государственной филармонии завершился V юбилейный фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» — белгородской публике был представлен балет-гала «Воспоминания о „Русских сезонах“ в Париже».

Крупные музыкальные полотна Рахманинова и Прокофьева, поэтические шедевры Есенина, Блока, Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Вертинского… И, наконец, балетная классика, исполнявшаяся в «Русских сезонах» Дягилева в Париже и покорившая всю Европу в 1909–1929 годах. Юбилейный фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» охватил три вида искусств — музыку (фортепианную, симфоническую и вокально-инструментальную), литературу (поэзию) и танец (балет).

Третий фестивальный вечер стал, пожалуй, самым зрелищным, ведь он был ориентирован, в первую очередь, не столько на слуховое, сколько на визуальное восприятие публики. Элегантные и красочные костюмы артистов балета в сочетании с изяществом их форм и непревзойденной пластикой очаровывали с самого начала.

Белгородские зрители помнят главную героиню вечера — приму-балерину Мариинского театра, народную артистку РФ Юлию Махалину — по ее первому приезду в Белгород, который состоялся в 2014 году по инициативе арт-директора фестиваля BelgorodMusicFest Борислава Струлева.

Тогда петербургская балерина блистательно выступила на одной сцене вместе с легендарными артистами сцены — Еленой Образцовой и Святославом Бэлзой. Именно тогда действующая (27-й сезон) прима-балерина прониклась любовью к белгородской земле, к филармонии и её публике.

Новое выступление Юлии Махалиной на сцене Белгородской филармонии было не менее эффектным, чем два года назад. Балет-гала открыло выступление артистки в дуэте с солистом Мариинского театра Романом Беляковым — по-восточному пылкое и проникновенное «Адажио» из балета Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» (хореография Михаила Фокина).

Классический балетный танец в исполнении Ю. Махалиной равно прекрасен, как и современный. В своей программе солистка соединяет приверженность классическим канонам, позициям, жестким формам — тому, что отличает неисчерпаемо богатые бессмертные шедевры хореографии — с представлением новаторских решений, экспериментальных поисков относительно молодых хореографов.

«Маленьким экспериментом», по выражению балерины, явилась хореографическая миниатюра «Капли на стекле», приуроченная к 85-летнему юбилею со дня рождения композитора М. Таривердиева. В Белгороде Ю. Махалина исполнила эту миниатюру во второй для нее раз (после недавней российской премьеры в Петербурге в Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Шостаковича).

Трогательная музыка из кинофильма «17 мгновений весны» — визитная карточка творчества Таривердиева — прозвучала в исполнении лауреата международных конкурсов Владимира Исаева (фортепиано, Белгород) на фоне хрустальных движений примы-балерины.

Изумительно тонко и гибко были исполнены сольные номера Ю. Махалиной — «Адажио» Т. Альбинони, «Гносеана-1» Э. Сати (хореография В. Романовского), посвященный памяти Е. Образцовой и С. Бэлзы «Лебедь» К. Сен-Санса (хореография М. Фокина), в которых соседствовали классическая точность и свобода современной экспрессии.

Публика запомнила выступление балетных дуэтов — лауреата международного конкурса артистов балета «Арабеск», приглашённой солистки балета Эрмитажного театра Елены Коцюбира и заслуженного артиста России, лауреата международных конкурсов Алексея Насадовича. Па-де-де из балета А. Адана «Жизель», Па-де-де из балета П. Чайковского «Щелкунчик» были претворены ими выразительно и чувственно.

Заслуженной артисткой России, солисткой балета Мариинского театра Александрой Иосифиди и солистом Мариинского театра Романом Беляковым были великолепно исполнены Па-де-де из балета П. Чайковского «Лебединое озеро», фрагмент из «Кармен-сюиты» Ж. Бизе — Р. Щедрина, Адажио из балета И. Стравинского «Жар-птица».

Помимо блестящего выступления петербургских гостей, стоит отметить и вклад белгородских артистов театра «Молодой балет» Белгородского государственного института искусств и культуры (руководитель — Виктор Ганженко). Молодые артисты с большой отдачей и энтузиазмом представили «Адажио» из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» и фрагменты из балета «Шопениана». Солисты Карина Бабакина и Владимир Таранюк вместе со студентами БГИИК исполнили интересные балетные композиции.

Сама Юлия Махалина с радостью приветствовала выступление белгородских артистов балета, отметив их глубокую вовлеченность в искусство и трудолюбие. Белгородская балетная школа, находясь на стадии своего зарождения, по мнению примы-балерины, такими бодрыми шагами (помня выступления студентов БГИИК 2014 года) далеко пойдет!

Вечер завершился торжественным выходом на сцену всех участников программы под звуки музыки Г. Свиридова «Время вперед». Вдохновенная поэзия Иосифа Бродского, Игоря Северянина, Александра Вертинского в исполнении ведущего фестиваля лауреата Премии Москвы и Российской Национальной музыкальной премии «Овация», обладателя гранта Президента РФ Петра Татарицкого украсила программу балетного променада.

«Это громадная и, несомненно, единственная фигура, размеры которой увеличиваются по мере того, как она удаляется!» — сказал однажды о Сергее Дягилеве великий композитор «Серебряного века» Сергей Прокофьев.

Серебряный век с его балетом, поэзией, музыкой и вместе с фестивалем «Шереметевские музыкальные ассамблеи» удаляются от нас, но не исчезнет наше стремление увидеть и услышать выступления артистов будущего фестиваля в следующем концертном сезоне.

Дата публикации
26.11.2016 г.
Автор

Новости по теме