Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Магия барокко» в Органном зале

26 января в Органном зале Белгородской государственной филармонии была представлена программа «Магия барокко», в которой приняли участие музыканты Москвы и Белгорода. Солистка театра «Новая Опера» Анастасия Белукова (сопрано), лауреат международных конкурсов, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая (орган) и лауреат международного конкурса Дмитрий Филатов (флейта) исполнили музыкальные шедевры эпохи барокко.

Каждый академический музыкант воспитывается на основе погружения в музыку разных эпох. Однако без систематического обращения к музыкальному наследию эпохи барокко — времени, когда творили великие Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель и Джироламо Фрескобальди и их предшественники — стирается истинное понимание искусства.

Слушатели насладились благозвучными и светлыми звуками флейты Дмитрия Филатова, великолепным, проникновенным голосом Анастасии Белуковой и богатыми, впечатляющими, разнообразными регистровыми тембрами органа, управляемого Евгенией Кривицкой.

Интересно и со вкусом была построена программа, где даже искушенный слушатель мог открыть для себя что-то новое — и в музыке, и в увлекательном повествовании ведущей-рассказчицы, в роли которой предстала Евгения Кривицкая, опытный лектор, которому всегда есть, что поведать публике.

Особый блок программы составили сочинения Генделя — с блеском и лёгкостью были исполнены арии Морганы из оперы «Альцина», изящно и тонко — соната фа мажор для флейты и органа в 4-х частях. Две арии Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь в Египте» и знаменитая ария Lascia ch'io pianga из оперы «Ринальдо» Генделя подарили незабываемые минуты соприкосновения с прекрасным.

Среди исполненных сочинений выделялись сочинения малоизвестных композиторов Европы той эпохи — Клерамбо, Сабадини, Фрескобальди, Паризотти, в музыке которых можно услышать огромное количество изумительных музыкальных тем, интервальных сопряжений, прелестных аккордовых последовательностей.

Две знаменитые Ave Maria Каччини и Баха стали безупречным завершением вечера.

Однако читателю, вероятно, было бы интересно узнать о том, как программа концерта рождалась. Об этом, а также о своих музыкальных предпочтениях и творческих планах ещё до выхода на сцену главный автор проекта «Магия барокко» Евгения Кривицкая рассказала специально для читателей портала «Афиша и новости культурного Белгорода».

Евгения Давидовна, в репертуаре сегодняшнего концерта — музыка барокко. Чем она вас привлекает?

— Орган — старинный инструмент, для которого существует довольно большой репертуар, написанный композиторами XVII–XVIII вв. Это очень красивая, интересная, разнообразная музыка. Погружение в пласт культуры эпохи барокко оказался интересен и мне, и принимающей участие в концерте певице Анастасии Белуковой. Кроме того, музыку барокко с удовольствием будет исполнять и Дмитрий Филатов, который в этот вечер сменит своё амплуа дирижёра белгородского симфонического оркестра на флейтиста.

— Как родился ваш творческий союз с Анастасией Белуковой?

— Пару лет назад мы участвовали с Анастасией в Международном музыкальном фестивале «Зеркало в зеркале», посвящённом 80-летию современного композитора Арво Пярта, композитора наших дней. Услышав её голос, я подумала, что было бы интересно предложить ей сотрудничество. Всегда важно, чтобы партнер на сцене что-то тебе давал, ведь творческие люди должны получать вдохновение от самого процесса выступления, от общения с музыкой и коллегами.

Вскоре у неё возникла возможность поехать со мной в Петербург, выступить в Санкт-Петербургской капелле. Там и родилась программа «Магия барокко», но сейчас мы привезли в Белгород уже обновлённый вариант.

Наш репертуар расширяется, дополняется новыми произведениями, участниками. Последнее особенно интересно, потому что, хотя орган — это аналог оркестра, но когда к его звучанию добавляется ещё один инструмент, возникает удивительная краска. Сейчас наш маленький ансамбль (орган – сопрано – флейта) представит музыку Генделя, Вивальди первой половины XVIII века — это два столпа, которых мы сделали хедлайнерами нашей программы.

— Когда состоялось ваше знакомство с Анастасией, вы исполняли современную минималистическую музыку, а потом переключились на барочные сочинения. Сегодня будут звучать редко исполняемые произведения Сабадини, Паризотти, Циполи, Клерамбо. Вероятно, не случайно?

— Да. На фестивале Пярта, в Большом зале Московской консерватории я исполняла «Тривиум» — сольную пьесу Пярта для органа. А затем в Лютеранском соборе святых Петра и Павла, в особой акустике и антураже храма играла его сочинение с хором Salve Regina. В той программе была интересная идея сделать перекличку с прошлым, и мы также исполнили Stabat Mater Перголези: высокое барокко, оперная музыка, с присущим ей трагизмом (Перголези), и музыка духовная с позиций аскезы, отрешения, вознесения (Пярт)…

Что касается включения в программу сочинений малоизвестных композиторов барочной эпохи, я отчетливо понимаю, что публика, приходящая в зал, к сожалению, знает о них мало. Иногда даже с опаской приходит на программы, где нет знакомых имён.

Поэтому, когда есть возможность, я с удовольствием сама комментирую эти программы. Во-первых, это момент дополнительного контакта с публикой, во-вторых, мне важно, чтобы люди понимали мое отношение к выбранным произведениям. Я рассказываю им об эпохе, о самом инструменте, сочинениях, что помогает им настроиться и лучше погрузиться в эту музыку.

— Вы часто сотрудничаете не только с музыкантами, но и с актёрами, чтецами, воплощаете яркие проекты для детской аудитории, среди которых проект для белгородских школьников «Сказки Пушкина», «Путешествие в оперу». Какие идеи планируете реализовать в этом направлении в ближайшем будущем?

— Мы обсуждаем возможность привезти к вам в Белгород интересную, с моей точки зрения, программу «Детский альТбом для взрослых», пьесы «Детского альбома» Чайковского в транскрипции для альта и органа. Это совместный проект с актером, режиссером Петром Татарицким. В нашей трактовке он оброс сопутствующими атрибутами — проекцией картин, чтением стихов, игровыми элементами.

В программе соединятся иллюстрации и стихи, адресованные детям, точно комментирующие сюжеты этих пьес. Параллельно будут показываться картины современного художника Олега Чернова и читаться цикл современной поэтессы Веры Павловой, написанный специально к «Детскому альбому» — с большой долей иронии и парадоксальным взглядом вообще на мир детства.

Этот контрапункт и столкновение разных пластов рождает полифонию смыслов: каждый по-своему поймет то, что будет показано. Проект был показан несколько раз в Москве, мы привозили его в Екатеринбург и даже играли в Алапаевске, где находится дом-музей Чайковского (он жил там в детстве). Программа понравилась всем поколениям слушателей — малышам, тинейджерам, родителям, дедушкам-бабушкам.

Надеюсь, что получится и здесь, в Белгороде, показать эту программу, тем более что у вас есть для этого все необходимые технические возможности. В вашем городе я всегда нахожу особое понимание, отклик, а главное — желание максимально реализовать наши замыслы. Это приятно, и я всегда с удовольствием возвращаюсь к вам.

— Вы не раз играли на белгородском органе, как можете прокомментировать его возможности?

— Есть органисты — приверженцы аутентичных старинных органов и подхода, что музыку соответствующих стилей надо играть строго на инструментах определенной эпохи. Мне доводилось играть на органах XVII–XVIII во Франции, Италии. Это даёт очень большой опыт. Но всё-таки мы люди XXI века, привыкшие технологическому комфорту. Я с не меньшим удовольствием играю на современных органах, которые оснащены новейшими приспособлениями для удобства игры органиста. Таков ваш, белгородский орган — хорошая диспозиция, система компьютерной памяти: все сделано с учетом того, чтобы органист мог творить, музицировать.

Помимо этого, у вас очень красивый зал и световое оформление органа. Здесь представляешь себя в волшебном мире. Когда я сажусь за орган, я всегда, особенно при исполнении старинной музыки,  отключаюсь от нашего времени, мысленно переношусь на несколько столетий назад. Атмосфера в зале также должна этому поспособствовать. Так что у вас — прекрасный зал, очень хороший инструмент с богатыми возможностями, которые позволяют многое выразить.

— Вы занимаетесь разнообразной деятельностью: преподаете в консерватории, являетесь главным редактором журнала, занимаетесь исполнительской деятельностью. Как вам удается всё успешно сочетать? Есть ваши личные секреты?

— Секрет только один — личное желание это делать. И, наверное, природные данные, не зависящие от нас. Я благодарна своим родителям, благодаря которым я такая, какая есть. Родившись в семье музыкантов (мой папа — композитор Давид Кривицкий, мама — педагог в Училище имени Гнесиных), я всегда была окружена творческой атмосферой, нацеленной на профессиональную деятельность.

В жизни предлагаются разные возможности. И только от тебя зависит, используешь ли ты этот шанс или побоишься. Есть люди, которые начинают размышлять: «А смогу ли я? А надо ли? Я потрачу своё время — что это мне даст?». Никогда наперёд не знаешь, что тебе принесёт твоя деятельность.

Я никогда ни от чего в профессиональном плане не отказывалась, даже когда понимала, что придётся заставить себя сделать то, что раньше не делала. Поэтому я могу всем пожелать не бояться и тратить себя, потому что потом это воздастся и обязательно будет успех.

На органе я начала заниматься в 1989 году на первом курсе консерватории. Тогда система образования была другая, классы были небольшие. У меня был великолепный педагог Алексей Паршин, который многое мне дал и, кстати, привил любовь, прежде всего, к французской органной музыке (она стала темой моих научных интересов).

Я считаю, что мне в жизни повезло, это был непростой путь, но дорогу осилит идущий...

Дата публикации
27.01.2017 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме