Новости и обзоры событий культурного Белгорода



К юбилею Владимира Аксенова

27 января 2017 года в выставочном зале «Родина» открылась большая юбилейная выставка уникального белгородского художника Владимира Васильевича Аксенова.

Владимир Аксенов родился в подмосковном городе Обнинске 13 января 1957 года. В раннем детстве отец будущего художника заметил тягу сына к лепке. На книжных полках, этажерке, подоконниках — везде было царство вылепленных пластилиновых и глиняных лошадок, напоминающих народную игрушку.

Именно поэтому на семейном совете было принято решение отправить сына на обучение в знаменитое Абрамцевское художественное училище, где Володя и выбрал специализацию по богородской резьбе — скульптуре малых форм. Закончив художественное училище и отслужив в армии, Аксенов приехал в Белгород. Здесь-то он и познакомился с руководителем молодежного объединения, графиком Станиславом Косенковым. Станислав Степанович, узнав поближе В. Аксенова, почувствовал и отметил самобытный и незаурядный дар молодого художника.

Многое объединяло учителя и ученика: страсть к профессии, музыке, книге, невероятная любознательность и интерес к жизни. Косенков считал, что хорошего художника формируют именно эти составляющие. Ученик в полной мере оправдал надежды своего учителя.

Путь к признанию у В. Аксенова, как и у самого Станислава Степановича, не был простым. Когда молодой художник, используя каноны богородской резьбы, раздвинул рамки традиционного промысла и представил комиссии по приему в Союз художников не условных басенных и сказочных персонажей, а многофигурные композиции с реальными белгородскими песенницами, жалейщиками, крестьянами, его, мягко говоря, «не поняли».

Только энергичное и аргументированное вмешательство Станислава Степановича, специально приехавшего в Москву, чтобы поддержать своего ученика, убедило «высокую комиссию» в ее неправоте, и В. Аксенов стал членом Союза художников.

Сегодня художник успешно работает в жанре скульптуры малых форм, участвует в престижных выставках. О значимости и востребованности художника декоративно-прикладного искусства говорит факт заказа Аксенову Государственной Третьяковской галереей киота для иконы Владимирской Божьей Матери.

Произведения художника хранятся в Белгоордском государственном художественном музее, в Старооскольском, Хотьковском художественных музеях, в частных собраниях России, Украины, Польши, Израиля, Австрии, Германии, Франции, США.

Успешно работая в своем «родном» жанре скульптуры малых форм, Владимир Аксенов ярко проявился и как художник-график, работающий в технике рисунка (карандаш, уголь, масляная пастель).

Экспозиционная площадь с аксеновскими работами в «Родине» представляет собой своеобразное живописное «панно», где каждая работа — как камешек в мозаике. Знаменитый кинорежиссер С. Эйзенштейн дал гениальную по своей простоте и глубине смысла эстетическую «формулу» монтажа: 1+1>2.

По-вангоговски экспрессивные работы В. Аксенова, вступая между собой в колористический «диалог», «переговариваясь» цветовыми рефлексами, скульптурной плотностью предметов и четкостью линий, создают впечатление единого целостного произведения, героиней которого является земля — та самая «Мать — Сыра Земля», которая любит былинного Микулу Селяниновича, в ее материнской, животворящей мощи. Кажется, созерцание ее доставляет автору (и зрителю) почти чувственное наслаждение.

Нет художника, который в начале пути «не переболел» бы творчеством своего кумира. У В. В. Аксенова таких кумиров много, но, как представляется нам, Поль Сезанн с его «устойчивыми закономерностями цветовых соотношений, материальной насыщенностью и осязаемой предметностью природы» наиболее близок художнику. Насыщение сине-зеленым «философским» сезанновским цветом характерно для многих графических работ Аксенова.

В. Аксенов не просто ищет «свой» цвет — он его изобретает. В его пастелях чувствуется влияние традиций народных промыслов: чистота, яркость и локальность цвета, а также «скульптурное первородство» художника, которое сказывается и в его графике. Плотностью, яркостью своего цвета В. Аксенов буквально «вылепливает» крутые бока свежих стогов и даже деревья и домики.

Аксенов любит теплую материальность предметного мира, в котором живет человек, плоть земли, деревьев, трав.

Пастели В. Аксенова настолько реальны, что, кажется, слышишь звон кузнечиков в выжженной солнцем траве и звук падающих августовских яблок, чувствуешь запах сена и тепло прогретой за лето земли, а вот мы уже видим ребятишек, играющих, смеющихся, занимающихся своими, очень важными, мальчишескими делами.

И, конечно же, художник Владимир Аксенов представлен на выставке в главном своем амплуа — деревянной скульптуре. Тут и многофигурные композиции, выполненные с тонким юмором и виртуозным мастерством, а также серьезные работы — вырезанные из дерева иконы, заставляющие замереть возле них и всмотреться в лики.

О выставке графики и декоративно-прикладного искусства Владимира Аксенова хочется сказать одно: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Открытая в конце января, эта выставка проработает до конца февраля и захватит масленичные гуляния, но предчувствие этого самого русского праздника мы почувствуем заранее, если окунемся в удивительный мир искусства Владимира Аксенова.

Дата публикации
27.01.2017 г.
Автор