Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде показывают «Картинки ядерного века»

В последний день марта 2017 года в музее-мастерской заслуженного художника РФ С. С. Косенкова начала свою работу выставка «Картинки ядерного века», посвящённая Году экологии в России и дню памяти заслуженного художника РФ С.С. Косенкова.

За более чем двадцатилетнюю историю работы музея-мастерской сложилась определенная традиция — менять экспозицию дважды в год: ко дню рождения художника и ко дню его памяти. А так как творческое наследие белгородского графика обладает большим запасом (около 6000 работ), то выставки получались очень содержательными и разнообразными.

Но в этом году, объявленном Указом Президента РФ Годом экологии в России, сотрудники музея приняли решение максимально беречь хрупкое графическое искусство Косенкова и формировать выставки, привлекая других авторов не только из Белгорода, но и, по возможности, из других городов.

Авторский коллектив экспериментальной экспозиции выставки «Картинки ядерного века» для небольшого камерного музея художника Косенкова достаточно велик — 14 художников. Это и хорошо известные белгородскому зрителю мастера: Станислав Дымов, Владимир Аксенов, Ольга Попова, Владимир Козьмин, Александр Пшеничный, Олег Булавин, Эмма Цыбульникова, фотохудожник Владимир Савченко; и молодые творцы: Наталья Плешкова, Яна Серпухова, Сергей Дементьев, Наталья Семидетко, Светлана Кобитева, скульптор Владимир Миликов (г. Харьков), в мастерских которых каждый день рождаются идеи, и эти идеи воплощаются в то, что, возможно, в последствии составит художественное наследие страны.

И, конечно же, композиционным центром выставочного пространства стали графические листы Станислава Косенкова: дипломная серия гравюр «Интернационал», серия цветных линогравюр «Контрасты», последний законченный рисунок «Меланхолия».

Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография — виды изобразительного искусства, которые представлены на выставке «Картинки ядерного века». Многочисленность художественных техник и авторов оправдана актуальностью экологической темы, глобальность которой авторы попытались раскрыть в своих произведениях.

В общепринятом понимании экологические проблемы — это, прежде всего, проблемы загрязнения и защиты окружающей среды. Это проблемы, возникшие параллельно с развитием человечества, развитием технического прогресса, появлением атомных технологий, а ведь человек — это такая же часть природы, как и все остальное, и зависит от неё напрямую, но целенаправленно уничтожает её, не задумываясь о свое преступной деятельности.

Самое безобидное вмешательство человека в жизнь природы может стать составляющей глобальной экологической катастрофы. Неделимость экологии природы и человека понимали ещё философы древности, поэтому экология природы — это в первую очередь экология души, а защита природы — это этический вопрос. Поэтому в авангарде экологических проблем стоит проблема «экологии культуры», о которой первым начал говорить Д. С. Лихачёв.

И именно об «экологии культуры» идет речь на выставке «Картинки ядерного века».

Художники-участники каждый по-своему раскрывают актуальные вопросы современности: это и «Теория большого взрыва» (гобелен О. Поповой «Из чрева большого взрыва»), и теория расцвета и крушения цивилизаций (картина «Вавилонская башня» С. Дымова), и теория технических революций и государственных переворотов (серия «Интернационал» С. Косенкова, картина «Живая сталь» Н. Плешковой), теория происхождения жизни на земле… И это лишь небольшой список тем, предложенных художниками к серьёзному и глубокому обсуждению.

То, что художники так массово откликнулись на приглашение к участию в выставке, а двое из них — Олег Булавин (работа «Чертополох») и Яна Серпухова (гравюра «Голубь в луже») даже специально к этой экспозиции сделали новые работы (!), говорит о том, что мы находимся в эпицентре экологической катастрофы, не понимая масштаба беды.

А цель творчества художника — заставлять зрителя видеть язвы жизни, понимать причины трагедии, думать о предназначении своём на Земле, осознавать последствия своих дел. Об этом рассуждают в своей «байкальской» серии художник Владимир Аксенов и фотохудожник Владимир Савченко.

А сверху с картины О. Булавина на нас смотрит шут и как бы говорит зрителю, что природа, также как и культура, находятся в угрожающем состоянии, мы, шутя и играя, практически уничтожили планету… Так стоит ли дожидаться ответной реакции на твои действия, человек? Природа не так уж бессильна, и на угрозу она отвечает угрозой.

«Экология человеческих отношений», «экология души», «экология веры» — актуальнейшие проблемы уже 21 века, которые затрагивает выставка «Картинки ядерного века», и которые, наверняка, не оставят равнодушными зрителей, пришедших на эту выставку. Давайте принимать серьёзные ответственные решения и пользоваться разумом.

Дата публикации
05.04.2017 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме