Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Диалоги о свободе

В юбилейный год поэмы «Цыганы», написанной великим русским поэтом 200 лет назад, в Пушкинской библиотеке-музее открыли выставку малого формата «А. С. Пушкин — С. С. Косенков. Диалоги о свободе».

Своё название выставка получила не случайно: оба — творческие личности, которые хотели во всём дойти до самой сути.

«Цыганы» — последняя южная романтическая поэма Александра Сергеевича Пушкина и наиболее зрелое из больших произведений, ранее им написанных. Основная тема поэмы — «трагическая неспособность сложного, цивилизованного человека отбросить привычные чувства и страсти, в особенности чувство собственника по отношению к своей избраннице».

В своей поэме Пушкин ставил извечный вопрос о свободе, о воле и о понимании людьми из разных социальных групп этого явления. Его «Цыганы» — решительное утверждение свободы — свободы женщины по отношению к мужчине, и решительное осуждение неестественного зла — мщения и наказания.

В творчестве нашего земляка, заслуженного художника РСФСР С. С. Косенкова Пушкиниана занимает особое место. В течение нескольких лет Косенков разработал и создал более 200 пушкинских сюжетов. В 1990-м художник создал прекрасные иллюстрации на сюжет поэмы «Цыганы». Приступая к работе над иллюстрациями, Косенков не просто прочитал эту поэму вдумчиво. Он прожил её сюжет вместе с героями.

По мнению С. С. Косенкова, «человек без Пушкина в душе становится „гордым“, потому что нет ясности своего предначертания и своего пути». «Обретение духовной свободы возможно только через искусство!», считал С. С. Косенков.

В Пушкинской библиотеке-музее хранятся все 9 работ заслуженного художника РСФСР С. С. Косенкова к поэме, которые составили основу выставки. «Волнение» штриха, «плотность чёрного» дают ощущение загадки, тайны вечно кочующего и свободного цыганского народа.

Портрет Земфиры Станиславу Степановичу дался не сразу. Он искал подходящую натуру и нашёл её, сангиной, карандашом и углем нарисовал её портреты. Косенков изобразил свою героиню ночью. Ветер раздувает её длинные роскошные волосы, треплет «бедное» платье. Земфира не покорно, страстно идёт навстречу этому ветру и своей судьбе.

Сам Александр Сергеевич в своей поэме развенчал идеал неограниченной свободы, подчёркивая, что полная свобода действий, отсутствие ограничений и обязательств в общественной жизни осуществимо только для общества людей примитивных в своих потребностях, ленивых, праздных, да к тому же робких и мягкотелых.

Пушкинский табор — община анархическая, не подлежит сомнению: поистине, у кочевников поэмы нет «законов и казней». Единственным ограждением общины от «убийц» и единственною карою за содеянное преступление служит исключение из ее членов того, кто не так же «робок и добр», как все.

Однако в эпилоге к «Цыганам» Пушкин подчёркивает, что и эта полная свобода в поступках вовсе не даёт «вольным» цыганам счастья. Они несчастливы, но смиренны. Алеко тоже несчастлив, но он бунтарь из другого мира. «И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет».

Эту же неясность будущей свободы и трагичность этой неясности постарался показать в своих иллюстрациях и Станислав Степанович.

В изображении героев поэмы — Земфиры, старика у кибитки, роковой встречи Алеко и Земфира, кочующего табора Косенков использует своеобразный композиционный приём — замкнутый знаковый круг. Это кольцо судьбы, судьбы каждого из них. Замкнулась судьба Земфиры, изменившей Алеко. Замкнулась жизнь старика на гибели дочери.

Казалось бы, диалог о свободе между Пушкиным и Косенковым состоялся. И они совпали во мнениях о свободе мнимой и свободе настоящей.

Проблема свободы является одной из самых насущных. И наверное, это «единственная проблема», которую можно назвать некой «объединяющей человечество». Вот только какая это свобода? Никто ещё не дал ответа на этот вопрос.

Дата публикации
12.03.2024 г.
Автор
Фото