Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Пойдём, поедем, будем жить

«Поехали!» — именно так называется спектакль, который 30 и 31 марта на закрытом показе представили студийцы авторского драматического театра «Спичка». Это трагикомедия по мотивам пьесы «Варвары» современного драматурга Полины Бородиной.

Девяностые были детством. Они прошли. Казалось, что прошли. И нулевые с их «увидев подозрительный предмет, сообщите…» Будьте внимательны и осторожны, перепрыгивание через время не сулит ничего хорошего. Поэтому сейчас мы болезненно возвращаемся назад, чтобы всё переиграть: историю, страхи, устремления.

Спектакль «Поехали!» не о смене эпох, а об обыкновенных трудностях обыкновенных людей. В прежнюю пору были бы они счастливы, работали во славу, жили в радость, знали наперед, что будет хорошего, а теперь…

Теперь их ломает время. Они попадают в замкнутый круг: надо добыть немного денег, чтобы выжить, надо поднять детей, следить за воспитанием детей некогда, потому что надо добыть денег. И растут дети сорной травой или просто травой живущей, но неблагородной. Где-то там внутри некоторые из них мечтают и мучаются. Их ведь когда-то коснулось другое, из светлой надежды и уверенности в завтра. Потом оборвалось.

Их мучит нелюбовь, своя и чужая. Мучит отсутствие деликатности. Мучит недоверие. Потому что должно быть другое, лучшее, «что-то-ради-чего», но если допустишь об этом самую мысль, можешь не выплыть в обыденности. Бытовуха — болото. Но еще говорят, что на болотах — своя красота, богатый мир. Как быть…

Главная героиня Варя — водитель трамвая. У неё умирает парень, и все думают, что она переживает из-за этого. И семья, и подруга, и зрители думают. А потом оказывается, что внутри у нее еще ничего и не оживало — не до того было. Некогда было размышлять, некогда было чувствовать, приходилось только выживать. А теперь она взяла паузу, остановила свой трамвай и… опять ничего?!

А где-то рядом существует немолодая преподаватель искусствоведения Розалия Всеволодовна. Свою жизнь она умело превратила в черный квадрат: не было счастья, так и нечего… нечего… нечего говорить. Она — из иной среды, чем Варя, из интеллигентных. У неё своя боль, только вдруг оказывается, что — такая же. Что сарказм и резкость — от отсутствия любви, в одиночестве. Проще ведь гордо держать голову, не уронить достоинство, не дать слабину и смотреть поверх других голов, чем показать кому-то слезы.

Большой удачей для спектакля оказалось то, что на роль Розалии Всеволодовны ввелась в последний момент актриса Софья Путинцева — этому персонажу нужна была исполнительница, уверенно, опытно и с гордым, но на грани отчаяния, вызовом держащаяся на сцене. У ее героини своя нормальность, не менее болезненная, чем у прочих, живущих не историей искусств.

Все другие артисты — студийцы, уже задействованные в других спектаклях «Спички» или вышедшие на сцену впервые. Они естественны и узнаваемы, им веришь — и совсем юным, и тем, кто старше. Веришь в накопленную жесткость матери Вари, в цинизм и безответственность брата, в романтическое упрямство подруги Люси и даже в глупую влюбленность парочки из трамвая. Мы живем среди таких людей, разве что существуем в других декорациях.

Удивительно, как пятнадцатилетняя девочка сыграла Варю, которой двадцать девять. Тонкую, но сильную, упрямую, прямую. Помните Настю из фильма «Ребро Адама» (это был 1990-й)? Как они похожи, эти две девочки, которым пришлось расстаться с мечтами до того, как они их обрели! Они — из поколения смутного, тёмного времени.

Хотя темнота вспомнилась только сейчас: происходящее вдруг стало казаться флешбэком девяностых и нулевых, и там, в театре, вдруг стало страшно. Только не назад! Но нет, этот спектакль, как и всё вокруг, за стенами театра, — сшивание времён, соединение оборванных нитей, шанс выкарабкаться. Это призыв жить. Выжили, теперь — жить дальше. Через сегодня в завтра. И не в безысходности бытовухи, а в живой обыденности будней. Хоть день так прожить — и уже всё не напрасно.

Постановки режиссера Оксаны Половинкиной — это всегда своевременно и всегда разговор без обиняков. Это тот театр, который обращен к лучшему в человеке, к самому сложному и самому скрытому в нём. Место, где тебе доверяют. Театр, которому доверяешь ты.

Здесь может быть громко, но звук никогда не бывает избыточным и музыка всегда будет звучать та, которая подойдёт пьесе безусловно, неожиданно, точно. Декорации и реквизит будут лаконичны, но достаточны и неслучайны. И всё это всегда — не от позы, а от мысли, что так непривычно в современном театре.

Поэтому — отзывается. Поэтому — больно. Поэтому — лечит.

Трамвай не сходит со своих рельсов, а Варя сошла и пошла своим путём. Она была варваром. Варвары уничтожают цивилизации. Она стала самой собой, сделав для начала шаг назад. Сказав в лицо то, что думает, извинившись, оглянувшись.

Вернувшись к исходной точке спектакля и признавшись: прости, я тебя не любила, я пряталась от всего, даже от себя, и мне было стыдно, а теперь я пойду дальше. Мы все теперь пойдём.

Зрительскую премьеру спектакля «Поехали!» театра «Спичка» можно будет увидеть в ближайшее время.

Дата публикации
07.04.2024 г.
Автор
Фото

Топ новости

Новости по теме