«Романтическая Россия»

выставка
Выставки в Белгороде: «Романтическая Россия» в Художественном музее

Выставка «Романтическая Россия» русского изобразительного искусства первой половины XIX века из фондов Тверской областной картинной галереи в Белгородском государственном художественном музее 

Всего в экспозиции представлено 96 станковых произведений живописи и графики периода правления Александра I и Николая I. Лишь несколько работ захватывают конец XVIII века.

Коллекция Тверской областной картинной галереи формировалась с 1866 года в недрах одного из первых российских провинциальных му¬зеев. Он носил историко-археологический профиль, но уже там комплектовалась художественная коллекция. Лишь с 1937 года с фондом в 1500 экспонатов широкого художественного профиля музей приобрел самостоятельный статус.

Прекрасно подобранная и укомплектованная коллекция произведений русского искусства в Тверской областной картинной галерее полноценно охватывает всю историю русского искусства. Представленная белгородцам и гостям города выставка «Романтическая Россия» изначально была сформирована для экспонирования во Франции в 1996 году.

Период первой половины XIX века тверскими искусствоведами был выбран не случайно – он стал особой вехой для русской культуры. Это уникальное время, когда при господстве французской моды, французских вкусов, идеалов классицизма и романтизма в мастерских художников зародилось русское национальное искусство.

Фундаментальной основой для его возникновения в светской культуре того времени были романтические настроения, пристальное внимание к личности человека. Портрет стал основным жанром русского романтизма, поэтому на выставке он закономерно преобладает в количественном соотношении экспонатов.

Белгородские зрители увидят множество героических, интимных, сентиментальных, дружеских образов в полотнах В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, С.С. Щукина, Б.Ш. Митуара, А.Г. Венецианова и многих других известных и неизвестных авторов.

В их исполнении портрет заговорил о высоких человеческих качествах, не зависящих от сословия и общественного положения. Таким образом, портрет стал «ключом» к зарождению русской тематической бытовой картины. Родоначальником бытового жанра в русской живописи признают А.Г. Венецианова, а его учеников и последователей темы искусствоведы объединили в понятие «венециановская школа».

Наиболее известные из них – А.В. Тыранов и Г.В. Сорока – представлены в экспозиции выставки сразу несколькими произведениями. Картины последнего: «Христос, благословляющий детей», «Вид на усадьбу «Островки» с Большого острова», «Портрет А.Г. Венецианова» отличаются особым настроением.

В них нет сюжетного развития, нет конфликта в цвете или композиции, во всем царствует статика и тихое умиротворение. Аналогичны по характеристике и произведения неизвестных авторов венециановской школы: «Пастушок с рожком», «В избе», «Крестьянка с прядью льна».

Немаловажным объектом внимания художников того времени оставался пейзаж. Он приобрел новые черты, стал более поэтичным и живым. Мотивы повседневности проникли в парадный пейзаж.

На выставке в Белгороде он представлен полотнами «Венеция», «Морской вид», «Вид Вико, близ Неаполя» И.К. Айвазовского, «Сорренто» С.Ф. Щедрина, «Итальянский вид» Н.Г. Чернецова, «Вид на биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» Ф.Я. Алексеева.

Особый колорит выставке придает целый ряд произведений, написанных провинциальными, в ос¬новном - тверскими художниками, которые отражают своеобразие народных вкусов. Среди них Я.М. Колокольников-Воронин, С.А. Мурзин, И.А. Клюквин.

Не утратила в то время своего значения и композиционная картина на религиозную тему. На протяжении всего полувека она сохраняла немаловажное значение в сознании публики, и раскрыта она на выставке произведениями А.Е. Егорнова, В.П. Причетникова, В.Е. Раева.

Произведения первой половины XIX века экспонируются на Белгородчине впервые. Небольшой формат картин определил «свой» стиль выставки.

Экспозиция обладает особой серьезностью и требует пристального внимания к каждому экспонату, раскрывает современному человеку давно ушедшую эпоху, объединившую умонастроения поэта М.Ю. Лермонтова и художника Ф.П. Толстого (их художественные работы также представлены в экспозиции) в одну культурную канву.

Место
Художественный музей
Телефон для справок
+7 (4722) 58-96-67

Новости по теме