Культурный лайфхак: события, факты, советы
В Белгороде можно наглядно изучить историю Советской Армии
30 апреля впервые в Белгородском государственном художественном музее открылась столь значимая межрегиональная выставка крупнейших мастеров отечественного изобразительного искусства «На страже Родины»! Более 40 хрестоматийных произведений известных художников XX столетия представлены в выставочном зале музея.
В их числе крупномасштабные полотна П. Мальцева, А. Дейнеки, М. Самсонова, И. Бродского, А. Кокорина, П. Шухмина из фондов Центрального музея Вооружённых Сил (г. Москва). Рассказать о том, как создавалась выставка, «А-фишка» попросила заведующую выставочным залом Наталью Свиридову.
– Расскажите, пожалуйста, чему посвящена выставка?
– Мы посвятили эту выставку героической Советской Армии, поэтому здесь объединены темы Гражданской и Великой Отечественной войны. Также здесь представлены произведения, отражающие мирные будни солдат и офицеров и историю советского вооружения.
– Это действительно подлинные полотна известных мастеров-живописцев XX столетия?
– Практически да, помимо этого все произведения хрестоматийны, они иллюстрируют альбомы живописи советского искусства, учебники по литературе, истории, и остались лучшими полотнами эпохи прошлого века.
– Как вы смогли уговорить московских музейщиков открыть такую выставку у нас в Белгороде?
– Полтора года назад мы создавали выставку, посвящённую 65-ой годовщине победы в Курской битве, брали экспонаты из Центрального музея Вооружённых Сил и из студии художников МВД России имени Василия Верещагина. Именно тогда был заложен фундамент сотрудничества с ЦМВС (г. Москва). Последующие наши переговоры, тесное сотрудничество, доброжелательное отношение привели к тому, что мы смогли привезти легендарные работы в наш музей.
– Это первый проект с ЦМВС или какие-то работы уже экспонировались в Белгороде?
– Все произведения, которые мы здесь видим, впервые представлены в нашем городе. Уникальной является работа А. Дейнеки «Оборона Петрограда», так как это полотно представляет собой первый вариант его картины. Авторская копия с неё находится в Третьяковской галерее. Повтор сюжета, выполненный художником в 60-х гг., значительно отличается от первой работы, которая считается более удачной, и репродуцируется именно тот вариант, который вы видите здесь.
– Что находится в витринах выставочного зала?
– Здесь мы представили графические работы. Это агитационные эскизы к плакатам художника М. Черемных, который является автором идеи и основателем «Окон РОСТА». Их порядка девяти листов. Тот специфический пластический язык, который он выработал в этих плакатах совместно с другими художниками, входившими впоследствии в группу «Окна РОСТА», характерно отражает военную тему в изобразительном искусстве.
– Расскажите, пожалуйста, немного о полотнах, которые мы сегодня здесь видим.
– Конечно, произведения поражают своим форматом, некоторые из них более шести квадратных метров (2 на 3 метра). Интересны работы П. Шухмина «Танкисты» и П. Мальцева «Изучают моторы».
Это картины, на которых изображены первые новаторские достижения нашей Советской Армии – самолёт марки Р-1 и танк Т-18. Здесь даже главное не люди, а машины, давшие начало всей нашей военной технике.
Картина Мальцева имела в своё время большой резонанс в обществе. По некоторым данным, это произведение находилось во время Великой Отечественной войны в бункере И.В. Сталина. «Оборона Севастополя» художника Мальцева – это фрагмент из его диорамы, которая находится в Севастополе.
Очень интересно произведение М. Самсонова «За Отчизну». Сам художник прошёл Великую Отечественную войну и славился тем, что очень скрупулезно относился к историческим фактам. Знал хорошо историю, но это не помешало ему на центральной фигуре солдата изобразить орден, который в это время не существовал. Возможно, он это сделал целенаправленно для особой содержательности полотна.
Единственная работа женщины-художницы С. Рянгиной, представленная на выставке, иллюстрирует мирный эпизод, где солдаты в армии постигают азы рисования гипсовой головы. Композиция достаточно насыщенная, фигуры крупные, создаётся впечатление, что персонажам немного тесновато в формате. Наверное, мастер хотела подчеркнуть стеснённость комнаты, ведь под проведение личного времени отдавались совсем маленькие пространства.
Центральная работа в зале – «Последний из Равелина» Н. Присекина, посвящённая обороне Севастополя. Этот художник известен ещё и тем, что участвовал в разработке концепции музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление».
Картины А. Кокорина интересны тем, что это правдивые наброски с натуры, которые можно назвать документальными кадрами. Несмотря на то, что там изображена война, у него отсутствует факт смерти. На его полотнах много позитива, юмористических моментов, а умение не унывать даже в трудную минуту является яркой чертой русского характера.
– Картины написаны в какой период времени?
– На выставке экспонируются полотна, созданные с 1927 по 1960-е гг.
– До какого времени выставку смогут посмотреть белгородцы?
– Жители и гости областного центра смогут посетить выставку до 22 июня
- Дата публикации
- 01.05.2010 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Елена Ховхун (фото автора)