Культурный лайфхак: события, факты, советы
«Романтическая Россия»: второе рождение в Белгороде
В русской культуре конца XVIII–первой половины XIX веков наблюдался расцвет изобразительного искусства – на свет появились подлинные шедевры, многие из которых известны во всем мире. Уникальную возможность соприкоснуться с эпохой Александра I и Николая I и увидеть эти произведения подарил жителям нашего города Белгородский государственный художественный музей. Вчера здесь открылась выставка «Романтическая Россия».
Сформирована же эта экспозиция в Тверской областной картинной галерее, что стало возможным благодаря прекрасной художественной коллекции, хранящейся в ее фондах и охватывающей всю историю русского искусства.
Впервые «Романтическая Россия» экспонировалась во Франции 1996 году. И совершено не случайно. Создание вошедших в нее работ пришлось на период, когда в России ориентировались именно на французские представления о прекрасном. Утвердившиеся на нашей почве идеалы классицизма и романтизма способствовали зарождению русского национального искусства.
На выставке представлено 96 произведений живописи и графики. Преобладают полотна, выполненные в жанре портрета. Картины героического, интимного и сентиментального характера принадлежат кисти Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Сергея Щукина, Шарля-Батиста Митуара и многих других талантливых, но неизвестных художников.
Особое место в этом ряду занимает Алексей Венецианов – не только великолепный портретист, но и родоначальник бытового жанра в русской живописи. Множество продолжателей его темы позволило говорить о феномене «венециановской школы». В экспозицию вошли работы его учеников Алексея Тыранова и Григория Сороки. Работа последнего «Христос, благословляющий детей» трогает тем светлым и радостным настроением, которое проистекает из мягких цветов, умиротворяющей и трогательной композиции.
Религиозная тематика поддержана и художниками Александром Егорновым, Василием Причетниковым и Василием Раевым. Она не уходит с авансцены времени, а только проявление ее в культуре приобретает более гуманистический характер.
Вообще портретисты этого периода ориентированы на личность человека, его лучшие качества души. Так, героями портрета становились не только выходцы из высшего света, но и люди из народа, своеобразие которых запечатлели художники Яков Колокольников-Воронин, Семен Мурзин, Иван Клюквин и др.
Жанр пейзажа остается востребованным и получает новое осмысление у таких мастеров, как Иван Айвазовский («Венеция», «Морской вид», Вид Вико близ Неаполя»), Сильвестр Щедрин («Сорренто»), Никанор Чернецов («Итальянский вид»), Федор Алексеев («Вид на биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости»).
Рассматривать и восхищаться каждым полотном можно подолгу в просторном и светлом зале БГХМ, где благодаря созданным условиям размещения подчеркнуты все его достоинства. «Не думала, что так можно представить эту экспозицию», – отметила заведующая выставочным отделом Тверской областной картинной галереи Анна Моторнова.
А после уже по секрету добавила, что благодаря этому обстоятельству сотрудничество галереи Твери с художественным музеем Белгорода может продолжиться, а значит, белгородцев ожидает новая великолепная выставка и дальнейшее знакомство с шедеврами русского и мирового искусства.
- Дата публикации
- 04.09.2010 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Екатерина Шаронова (фото автора и Александра Барышева)