Культурный лайфхак: события, факты, советы
В Белгороде показали «Зимнюю сказку»
В преддверии зимы Белгородский художественный музей 8 ноября открыл выставку декоративно-прикладного искусства, где невозможно не погрузиться в ностальгию о снеге и красоте морозной погоды. Выставка «Зимняя сказка» сформирована из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва).
Экспозиция вмещает в себя более 130 предметов народных промыслов по кружевоплетению, крестецкой вышивке, гжельской керамике, резьбе по кости. Все экспонаты авторские, исполнены в лучших традициях и на высоком профессиональном уровне.
«Зимняя сказка» за уходящий год побывала уже во многих городах России, не оставив, по словам присутствующей на открытии выставки хранителя декоративно-прикладного искусства музейного фонда РОСИЗО Евгении Михайловны Кирилловой, ни один город и ни одного посетителя.
Экспозиция выстроена в форме круглой шкатулки, что подчеркивает камерность и миниатюрность многих экспонатов. Все они объединены общими стилистическими элементами — мотивами орнаментов, которые очень напоминают морозное узорочье на стекле.
Первыми в центре экспозиции привлекают к себе внимание витрины с гжельской керамикой, всем хорошо известной по росписи кобальтом. Это чайники, декоративные сосуды, подносы, сервизы, а также различные солонки, сахарницы, соусницы и т. д., преобразованные в декоративные скульптуры, объединенные в целые сюжетные ансамбли.
Есть и чайники, стилизованные в архитектурные объекты. Здесь декоративность преобладает над утилитарностью — представленная керамика в большинстве своём изначально не рассчитывалась на массовое производство и бытовое использование, и является результат работы уже не ремесленника, но художника.
Впечатляют и окружают со всех сторон посетителя кружева: елецкие, вологодские, кировские снежно-белых, кремовых, серых, серебристых и черных нитей. В невероятно сложных, тонких орнаментах переплетений нитей можно усмотреть целую жизнь, здесь передано в полном объёме ощущение красоты. Рука так и тянется дотронуться, чтобы ощутить эту ажурную роскошь на кончиках пальцев.
Центральным смысловым звеном среди кружевных скатертей, салфеток, воротничков стало панно А. А.Кораблёвой «Вологодские кружевницы», на котором среди характерных растительных орнаментов с пышными кустами прорисованы фигуры девушек-кружевниц, занятых своей кропотливой работой.
На другой скатерти под названием «Проводы русской зимы» Г. Н. Мамровской весь рисунок кружева заполнен снежинкам разных конструкций, стилизованными ёлочками, деревянными избушками, заснеженными деревьями, вырастающими из веерообразных хвостов сказочных птиц.
На сравнении легко отличить характерные черты каждого из центров, и например, присмотревшись к изделиям Вологды и Ельца отметить, что в последнем орнаменты мельче, чаще используются геометрические мотивы, они тоньше, воздушнее, изящнее, обладают особым лирическим настроением.
Надо отметить, что кружево на выставке буквально «преследует» посетителя, оно везде: среди гжели, рядом с изделиями из кости, ни одна полочка витрины не осталась не украшенной воздушным узорочьем. И это тот редкий случай, когда такая навязчивость лишь радует глаз и не отвлекает от других экспонатов.
Вторят кружеву вазы, кубки и ларцы, созданные из кости в технике сквозной, прорезной или, так называемой, резьбы по кости в проём. Делают такие необычной красоты изделия из костей мамонта, кита, а также из крупного рогатого скота или по-другому называемой «цевки».
Основная часть изделий из кости, естественно, создана на Севере и отличается характерной пластикой. Выделяются среди прочих экспонатов клыки моржей с рисунком цветной гравировки. На продолговатых гладких клыках помещены удлиненные сюжетные композиции, иллюстрирующие жизнь самых северных территорий России.
Среди них сюжет «Уэлен строится», «Лежбище моржей», «Песни и танцы Чукотки». Героями резчиков по кости неотъемлемо становится всё то, что окружает их в повседневной жизни и так далеко и малознакомо нам — жителям средней полосы России: это олени, медведи, собачьи и оленьи упряжки, охота на моржей, ловля рыбы и, конечно же, национальные танцы.
Такая разная по географии и прикладным материалам выставка очень цельная, и её концептуальным объединяющим звеном становится зима и зимние мотивы, отражённые мастерами, ремесленниками и профессиональными художниками второй половины XX века в прикладных изделиях, которые вправе именоваться произведениями декоративно прикладного искусства.
- Дата публикации
- 09.11.2013 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Наталья Свир (фото автора)