Культурный лайфхак: события, факты, советы
Гость Белгорода – дирижер Эдуард Дядюра
18 декабря в 18.30 в Овальном зале в симфоническом абонементе филармонии «Виват, маэстро!» выступит дирижер Эдуард Дядюра. Сегодня именитый гость Белгорода дал эксклюзивное интервью для читателей «А-фишки».
Эдуард Александрович, белгородская публика впервые познакомилась с Вами в феврале этого года. Это был концерт из произведений Ф. Мендельсона. Тогда Вы возглавляли симфонический оркестр России, в прошлом оркестр Вероники Дударовой. Сегодня этого оркестра нет, часть его соединилась с оркестром Михаила Плетнева, а Вы теперь…
…главный приглашенный дирижер Калининградского симфонического оркестра. В этот раз в Белгороде я тоже выступаю в юбилейной программе – концерт из произведений Чайковского посвящен 170-летию со дня его рождения, которое будет отмечаться в наступающем году.
Вы много гастролируете в нашей стране, выступаете за рубежом…
Да, совсем недавно закончились концерты в Германии.
Вы имеете большой опыт работы не только со столичными коллективами, но и с оркестрами небольших городов, таких как Белгород. Как Вы относитесь к факту распространенности симфонических оркестров в России вплоть до областных центров за последние 20-25 лет? Белгородскому оркестру всего 16 лет.
Сам факт, безусловно, положителен, но… Оркестр, способный исполнять серьезную симфоническую классику на хорошем уровне, требует, по меньшей мере, трех условий. Город с симфоническим оркестром должен иметь базу подготовки оркестровых музыкантов – вуз или крепкое музыкальное училище.
Музыканты должны получать хорошую зарплату. И, наконец, необходим дирижер – личность и лидер. К сожалению, молодые люди из небольших городов, уезжающие учиться в большие города и столицы, предпочитают закрепляться там. Создание оркестра хорошего уровня в небольшом городе – а таким я считаю белгородский – колоссально трудный, длительный и непрекращающийся процесс.
За его существованием стоит огромный труд директора белгородской филармонии Ивана Григорьевича Трунова и главного дирижера Рашита Нигаматуллина.
Сегодня финансовые вопросы стоят для музыкантов особенно остро…
Это так. Но тут есть один нюанс. Музыкант по определению человек интеллигентной профессии. А интеллигентность и как свойство характера, и как условие профессии предполагает и подразумевает этику бескорыстной преданности своей избраннице – Музыке.
Если человек дает обстоятельствам затоптать росток бескорыстной любви и ответственности перед профессией – дело плохо. В западных оркестрах если музыкант трижды сыграл что-то неправильно, на следующей репетиции на его месте сидит другой. А у нас кто-то может неправильно сыграть восемь раз подряд и воздействовать на него приходится лишь словами.
В прошлый раз в «Шотландской» симфонии Мендельсона хоралы духовых звучали очень красиво и почти безукоризненно чисто. Тогда тоже, как и сейчас, концерту предшествовали четыре репетиции?
Да, но мендельсоновская программа была легче, чем теперешняя. Для Чайковского, его 6-й симфонии, «Ромео и Джульетты» надо было бы шесть. Очень много работы с духовиками.
Духовые – это ахиллесова пята почти любого оркестра. И, в данном случае, понятно почему. Многие оркестранты, а духовики в особенности, играют не только в симфоническом оркестре (и их за это нельзя осуждать), а и там, где не особенно востребовано качество звука, точность интонации, нюансы, ансамблевая культура.
Но, будучи уже знакомым с вашим оркестром, я полагаю, что звучание на концерте от первой репетиции будет заметно отличаться.
Молодые русские дирижеры, работающие с западными оркестрами, говорят об отличии западной ментальности, полагающей в основе взаимоотношений сотрудничество, от русской, привыкшей к авторитарности.
Сотрудничество предполагает с обеих сторон равную внутреннюю свободу и такую же ответственность. Пока в наших условиях дирижер не может не быть диктатором, но это никоим образом не должно проявляться как-то внешне.
Я никогда не позволяю себе повышать голос или показывать раздражение на репетициях. Важно, чтобы совместная работа протекала в спокойной, доброжелательной, но требовательной атмосфере.
Со времени Вашего первого приезда в белгородской филармонии произошло много изменений, в частности, появился хор…
…и это открывает перспективы исполнения музыки для хора с оркестром, к тому же, как говорят, в следующем сезоне в новом филармоническом здании.
P.S. Напомним читателям, что под управлением Эдуарда Дядюры – хорового дирижера по первой специальности – в 2001-2004 г.г. были осуществлены исполнения опер Верди, Бизе, Моцарта, а также крупных произведений для хора, солистов и оркестра (9-я симфония Бетховена, «Реквием» Верди, «Carmina burana» Орфа).
- Дата публикации
- 14.12.2009 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Н. Синянская (фото А. Черев)