Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Полет в параллельные миры

У выставки «Взгляд с птичьего полёта», открывшейся вчера в выставочном зале «Родина», могло быть множество названий. Первое, что приходит в голову – «"Машина времени": перезагрузка»…

…поскольку кураторами «Взгляда с птичьего полёта» и самыми активными участниками снова, как и в ноябрьской выставке в Белгородском филиале Российского Фонда культуры, стали художники Олег Булавин, Сергей Ильченко и Григорий Новиков.

В Выставочном зале «Родине» открыта выставка «Взгляд с птичьего полета» 

Снова, как и в «Машине времени», восприятие зрителя не успевает за полетом стремительно меняющихся концепций выставки, которых при желании можно насчитать с десяток. Разница лишь в пространстве, которого стало больше, количестве участников, также увеличившемся, и бесконечном разнообразии их творческого самовыражения.

Еще одним заголовком экспозиции могло бы стать выражение «Параллельные миры»: на выставке, безусловно, есть место для традиционных портретов, натюрмортов, пейзажей, но существуют они здесь больше для контраста с произведениями, которые сложно однозначно отнести к тому или иному жанру или даже виду искусства.

Открытие выставки «Взгляд с птичьего полета» в Белгороде

Собственно, заявленное название выставки – «Взгляд с птичьего полета» – может ввести в заблуждение человека, привыкшего воспринимать все буквально. Как выясняется, этот взгляд не обязан представлять некий обзор с высоты. Зрителю предлагается смотреть шире, а именно – понимать под «взглядом с птичьего полета» все, что отличается от повседневного, привычного и всем известного. Примерно так, как отличается взгляд летящей птицы от взгляда стоящего на земле человека.

Сначала, впрочем, зритель попадает в зал, где можно частично удовлетворить тягу к буквальному пониманию «птичьего полета». Здесь представлены фотопанорамы родных и далеких норвежских просторов Александра Чадюка, а также снятые фотохудожником Владимиром Щекаловым с высоты виды городов (Белгорода и Выборга).

В. Агарков. «Плуг»  Скульптура С. Дементьева

Такие изображения дают человеку возможность посмотреть на мир с точки зрения, обычно ему недоступной. Кроме того, помимо объективного взгляда, вид с воздуха является также отрешенным, отчужденным от нашего повседневного зрительного опыта и тем самым до некоторой степени поэтизирует увиденное.

Не случайно автор знаменитой книги «Душа Петербурга» Н.П. Анциферов пишет о том, что человек, созерцающий город с высоты птичьего полета, «получает возможность увидеть город в рамке окружающей его природы, а без этого его образ не получит завершенности и, следовательно, не сможет быть воспринят как органическое целое… Природа словно входит в город, а город бросает свой отблеск на окружающий пейзаж».

Б. Пупынин «Портрет С. Ильченко»  Скульптура С. Дементьева

Один из залов посвящен полету фантазии отдельно взятого художника – С. Ильченко, но с привлечением произведений других авторов. Здесь собрана разношерстная компания – от портретов друзей-художников до колоритных фигур из картона, сидящих за картонным же столом, на котором расположен замысловатый натюрморт, не поддающийся однозначной трактовке. Не меньшее внимание привлекают висящие на стене сюрреалистические часы, вместо стрелок на которых – вилка и ложка.

Но особенно сложен для восприятия самый большой, центральный зал. Именно здесь «параллельные миры» представлены во всей полноте – от уютных, камерных образов в акварельных фантазиях Геннадия Кудрявцева до темы Космоса в различных ее проявлениях у Ирины Шведовой, Андрея Лузанова и Натальи Степановой-Третьяковой, а также в художественной фотографии Василия Кучмы.

О. Булавин «Прогулка»

Философским подходом отмечен живописный полиптих Игоря Кириченко «Кто же мы и во что играем?». Здесь есть и архетипические символы – птица и яйцо как символ зарождающейся жизни, и «человек играющий» – homo ludens, бездумно проводящий время за развлечениями и не замечающий разрушения городской цивилизации, и надежда на новую, возрожденную жизнь.

Завершают экспозицию крупноформатные работы Олега Булавина, с их бьющей через край экспрессией, свободой внешней и внутренней, что вполне соотносится с ощущением полета. Сам художник, главный идеолог этой выставки, утверждает: «Стремление к полету – одно из врожденных свойств человека. Лишенный природой способности свободно парить, он устремляется вверх и вперед на крыльях фантазии. Покорение Вселенной начинается с познания внутреннего космоса и бесконечно продолжается на границе цивилизации и природы. Свободное сознание стремится к звездам, оставляя земле тень взгляда с высоты птичьего полета».

«Картон-компания»

На их фоне – железный человек и железная птица скульптора Сергея Дементьева, находящиеся в состоянии готовности к бою: кто кого? «Птичью» тему завершают летающие существа художника-графика Сергея Расковалова, но, к сожалению, по техническим причинам не удалось представить на выставке его огромную, шириной около трех метров, «Живую карту Белгорода», которая была бы уместна в любом из залов.

Как показывает новая выставка в «Родине», художников, желающих нестандартно мыслить и творить, в Белгороде становится все больше. И такие «творческие лаборатории» тоже имеют право на существование, и, возможно, должно состояться еще немало выставок, чтобы количество созданного перешло в качество.

Дата публикации
15.01.2011 г.
Автор

Новости по теме