Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде «Пушкиниану юбилеев» открыл прямой потомок Пушкина

8 июня Белгородский художественный музей провёл презентацию новой крупномасштабной выставки «Пушкиниана юбилеев». В торжественной церемонии открытия экспозиции принял участие прямой потомок А.С. Пушкина, проживающий во Франции, — Михаил Владимирович Воронцов-Вельяминов.

Выставка сформирована из фондов Всероссийского музея А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург) в рамках проекта Белгородского художественного музея — «Достояние музеев России — белгородцам». Активное содействие в осуществлении первого совместного художественного проекта между Санкт-Петербургским мемориальным музеем и Белгородским художественным музеем оказал Фонд развития культуры «Лицейский фонд».

Участники церемонии открытия слушают видеообращение директора Всероссийского музея А.С. Пушкина профессора Некрасова Сергея Михайловича

Выставка приурочена и посвящена Дню рождения великого русского поэта. Здесь посетители увидят различные варианты художественного трактования образа А.С. Пушкина в исполнении художников советской эпохи периода 1935–1990 годов. Это 29 крупноформатных полотен и 4 скульптуры таких признанных классиков советского изобразительного искусства как П.П. Кончаловский, М.С. Сарьян, Б.В. Щербаков, В.К. Бялыницкий-Бируля, Б.Ф. Рыбченков, Е.Е. Моисеенко, А. Неймарк и других.

Прямой потомок Пушкина Михаил Владимирович Воронцов-Вельяминов стал гостем окрытия выставки «Пушкиниана юбилеев» в Белгороде

Перед зрителем предстают почти все периоды биографии А.С. Пушкина — начиная с юности поэта в картине И.И. Витман «А.С. Пушкин-лицеист в Царскосельском парке» и завершая сценой прощания в день его смерти в работе А.Д. Горячева «Набережная Мойки, у дома поэта».

И.И. Витман «А.С. Пушкин-лицеист в Царскосельском парке»

Тема значительного исторического события — восстания декабристов, многие из которых были близкими друзьями А.С. Пушкина, — отражена в работах А.А. Пламеницкого «В Сибирь» и В.А. Дрезниной «А.С. Пушкин читает «Послание в Сибирь» на проводах М.Н. Волконской».

А.А. Пламеницкий «В Сибирь» (1957 г.)

Но особое место и центральное расположение в экспозиции имеет одно из самых крупных полотен выставки — произведение П.П. Кончаловского «А.С. Пушкин в Болдино». Художнику удалось создать значительный и очень поэтический образ А.С. Пушкина в момент творческой работы.

П.П. Кончаловский «А.С. Пушкин в Болдине» (1937–1944 гг.)

Здесь есть все, что мы знаем о поэте и писателе из документальных свидетельств и воспоминаний его современников — это и взгляд «с огоньком», и дурная привычка грызть перья, которая раздражала всех лицейских преподавателей, и творческий беспорядок в окружающем интерьере.

Г.П. Якимова «Пиковая дама» Старая графиня и Лиза (1960-е гг.) Неизвестный автор «А.С. Пушкин в Болдино» (1985 г.)

Любопытен тот факт, что полотно претерпело ряд изменений с момента своего первого появления на публике на Всесоюзной пушкинской выставке 1937 года. Желтый плед на коленях Пушкина, занимающий значительное цветовое пятно, появился в картине позже, прикрыв «голые пятки» поэта, которые, по мнению художественной комиссии, отвлекали от серьезного восприятия образа великого русского поэта.

А.А. Горбов «Дуэль А.С. Пушкина с Ж. Дантесом» (1936 г.)

Выставка получилась, что называется, со своей харизмой, с очень по-советски идеализированным образом А.С. Пушкина. Все это очевидно утверждает зрителя в мысли, что каждая эпоха предлагает и будет предлагать свою трактовку образа поэта, исходя из конкретных духовных и культурных процессов, но тем ни менее сохраняется твёрдая уверенность, что Пушкин останется понятен русскому человеку во все времена.

П.П. Соколов-Скаля «Встреча А.С. Пушкина с телом А.С. Грибоедова» (1937 г.)

У белгородцев появилась ценная возможность еще раз вспомнить А.С. Пушкина не только как поэта и писателя, но и с помощью художественных произведений окунуться в историческую эпоху, жизнь, быт и переживания поэта, оценить насколько каждая из представленных работ на выставке отвечает требованиям исторической и художественной правды.

А.Д. Горячев «Прощание с А.С. Пушкиным в день его смерти (набережная Мойки, у дома поэта» (1982–1986 гг.)

Об этом, о всей важности и культурной многогранности этой выставки на торжественной церемонии открытия в приветственных речах говорили мэр города Сергей Андреевич Баженов, начальник управления культуры Белгородской области Сергей Иванович Курганский, главный хранитель Всероссийского музея А.С. Пушкина Галина Николаевна Костина, директор «Лицейского фонда» Степанова Татьяна Васильевна, которая вручила Сергею Боженову медаль за вклад в развитие культуры.

Пресс-конференция по поводу открытия выставки «Пушкиниана юбилеев»

Не оставила равнодушными всех участников мероприятия проникновенная приветственная речь на «чистом» литературном русском языке М.В. Воронцова-Вельяминова, заставив почувствовать гордость за родной язык, который мы, к сожалению, зачастую среди прочего, забываем ценить.

Начальник управления культуры Белгородской области Сергей Иванович Курганский оказывал всемерную поддержку организации выставки «Пушкиниана юбилеев» в Белгороде Директор «Лицейского фонда» Степанова Татьяна Васильевна вручила Сергею Боженову медаль за вклад в развитие культуры

Надо отметить, что тонкая нить связывает Воронцовых-Вельяминовых и с Белгородчиной. Прадед Михаила Владимировича в свои лицейские годы был учеником Ивана Михайловича Гревса — уроженца Белгородского края, профессора Санкт-Петербургского университета, основателя культурологической школы в русской историографии.

Директор Белгородского государственного художественного музея Татьяна Лукьянова

Судя по реакции первых посетителей выставки и первым оценкам в книге отзывов музея, многочисленным представителям средств массовой информации города и области на пресс-конференции, а потом и на торжественном мероприятии, выставка стала неординарным культурным проектом года, который все желающие могут оценить, посетив музей до 12 августа текущего года.

Дата публикации
09.06.2012 г.
Автор

Новости по теме