Новости и обзоры событий культурного Белгорода
В Белгороде «Пушкиниану юбилеев» открыл прямой потомок Пушкина
8 июня Белгородский художественный музей провёл презентацию новой крупномасштабной выставки «Пушкиниана юбилеев». В торжественной церемонии открытия экспозиции принял участие прямой потомок А.С. Пушкина, проживающий во Франции, — Михаил Владимирович Воронцов-Вельяминов.
Выставка сформирована из фондов Всероссийского музея А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург) в рамках проекта Белгородского художественного музея — «Достояние музеев России — белгородцам». Активное содействие в осуществлении первого совместного художественного проекта между Санкт-Петербургским мемориальным музеем и Белгородским художественным музеем оказал Фонд развития культуры «Лицейский фонд».
Выставка приурочена и посвящена Дню рождения великого русского поэта. Здесь посетители увидят различные варианты художественного трактования образа А.С. Пушкина в исполнении художников советской эпохи периода 1935–1990 годов. Это 29 крупноформатных полотен и 4 скульптуры таких признанных классиков советского изобразительного искусства как П.П. Кончаловский, М.С. Сарьян, Б.В. Щербаков, В.К. Бялыницкий-Бируля, Б.Ф. Рыбченков, Е.Е. Моисеенко, А. Неймарк и других.
Перед зрителем предстают почти все периоды биографии А.С. Пушкина — начиная с юности поэта в картине И.И. Витман «А.С. Пушкин-лицеист в Царскосельском парке» и завершая сценой прощания в день его смерти в работе А.Д. Горячева «Набережная Мойки, у дома поэта».
Тема значительного исторического события — восстания декабристов, многие из которых были близкими друзьями А.С. Пушкина, — отражена в работах А.А. Пламеницкого «В Сибирь» и В.А. Дрезниной «А.С. Пушкин читает «Послание в Сибирь» на проводах М.Н. Волконской».
Но особое место и центральное расположение в экспозиции имеет одно из самых крупных полотен выставки — произведение П.П. Кончаловского «А.С. Пушкин в Болдино». Художнику удалось создать значительный и очень поэтический образ А.С. Пушкина в момент творческой работы.
Здесь есть все, что мы знаем о поэте и писателе из документальных свидетельств и воспоминаний его современников — это и взгляд «с огоньком», и дурная привычка грызть перья, которая раздражала всех лицейских преподавателей, и творческий беспорядок в окружающем интерьере.
Любопытен тот факт, что полотно претерпело ряд изменений с момента своего первого появления на публике на Всесоюзной пушкинской выставке 1937 года. Желтый плед на коленях Пушкина, занимающий значительное цветовое пятно, появился в картине позже, прикрыв «голые пятки» поэта, которые, по мнению художественной комиссии, отвлекали от серьезного восприятия образа великого русского поэта.
Выставка получилась, что называется, со своей харизмой, с очень по-советски идеализированным образом А.С. Пушкина. Все это очевидно утверждает зрителя в мысли, что каждая эпоха предлагает и будет предлагать свою трактовку образа поэта, исходя из конкретных духовных и культурных процессов, но тем ни менее сохраняется твёрдая уверенность, что Пушкин останется понятен русскому человеку во все времена.
У белгородцев появилась ценная возможность еще раз вспомнить А.С. Пушкина не только как поэта и писателя, но и с помощью художественных произведений окунуться в историческую эпоху, жизнь, быт и переживания поэта, оценить насколько каждая из представленных работ на выставке отвечает требованиям исторической и художественной правды.
Об этом, о всей важности и культурной многогранности этой выставки на торжественной церемонии открытия в приветственных речах говорили мэр города Сергей Андреевич Баженов, начальник управления культуры Белгородской области Сергей Иванович Курганский, главный хранитель Всероссийского музея А.С. Пушкина Галина Николаевна Костина, директор «Лицейского фонда» Степанова Татьяна Васильевна, которая вручила Сергею Боженову медаль за вклад в развитие культуры.
Не оставила равнодушными всех участников мероприятия проникновенная приветственная речь на «чистом» литературном русском языке М.В. Воронцова-Вельяминова, заставив почувствовать гордость за родной язык, который мы, к сожалению, зачастую среди прочего, забываем ценить.
Надо отметить, что тонкая нить связывает Воронцовых-Вельяминовых и с Белгородчиной. Прадед Михаила Владимировича в свои лицейские годы был учеником Ивана Михайловича Гревса — уроженца Белгородского края, профессора Санкт-Петербургского университета, основателя культурологической школы в русской историографии.
Судя по реакции первых посетителей выставки и первым оценкам в книге отзывов музея, многочисленным представителям средств массовой информации города и области на пресс-конференции, а потом и на торжественном мероприятии, выставка стала неординарным культурным проектом года, который все желающие могут оценить, посетив музей до 12 августа текущего года.
- Дата публикации
- 09.06.2012 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Наталья Свир