Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде представили псевдо-Айвазовского и другие лжешедевры

20 сентября Белгородский государственный художественный музей открыл неординарную для стен музеев выставку — «Шедевры подделки», где представлены работы якобы Айвазовского, Лагорио, Коровина, Семирадского и других всемирно известных русских художников, а также две иконы.

Сотрудники музея на этой выставке призывают нас отвлечься от бытовой действительности, задуматься не только о высоких ценах на бензин, о пробках на дорогах и природных катастрофах, много обсуждаемых в различных СМИ, но окунуться в научный искусствоведческий мир.

Выставка «Шедевры подделки» в Белгородском государственном художественном музее

Это не просто выставка произведений высокого художественного уровня, это предложение всем нам разобраться в проблемах российского и мирового художественного рынка, о сложной работе эксперта, а также о размерах риска собирателей и коллекционеров произведений изобразительного искусства. Эти вопросы касаются не только отдельных людей с большими финансовыми доходами, но и музеев, занимающихся комплектованием своих фондов.

Псевдо-Айвазовский

Абсолютное большинство из нас, посещая музеи и созерцая шедевры художественного творчества, скорее, рассуждает о том, ­нравится ему или не нравится конкретная работа, но, наверняка, не ставит под сомнение подлинность и уникальность экспоната. А тем не менее атрибуция произведения — одна из первостепенных процедур комплектования музейной коллекции различной специфики.

Выставка «Шедевры подделки» в Белгородском государственном художественном музее

Так, необычный проект «Шедевры подделки» был сформирован в этом году частным московским музеем «Дом Иконы» после того как о бумаги с повторными экспертным заключением в буквальном смысле «разбились» планы столичных сотрудников устроить выставку русской живописи 19 – начала 20 веков из собрания основателя музея Игоря Возякова.

Задумали презентовать общественности выставку неизвестных работ русских художников с мировым именем — получилось представить неизвестных художников, создавших имитации высокого технического уровня.

Лже-Лагорио

Конечно, выставка имела значительный общественный резонанс в Москве. В очередной раз журналисты рассуждали о том, что в российском законодательстве никто не несёт ответственности за экспертное заключение, о масштабах чёрного рынка антиквариата, о том, насколько честны и чисты в своих действиях специалисты… Ведь экспертные заключения, подтверждающие 15 лет назад подлинность данных работ и отрицающих её сейчас, в отдельных документах подписаны одним и тем же человеком.

Эксперт с 20-летним стажем, главный хранитель музея «Дом Иконы» Ольга Сергеевна Никольская

Все это так! И вопросы нужно задавать, но за всем этим не стоит забывать, что мы мало имеем представление о том, из каких процедур состоит экспертиза и атрибуция произведения.

А вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то, выпускаясь из института, получал диплом эксперта по русской живописи 19 века или иконописи 16 столетия? Нет такой специальности, этому никто не учит. Эксперт вырастает только в многолетней музейной среде, где он сталкивается с большим наглядным рядом, позволяющим наработать «опытный глаз».

Экскурсия по выставке «Шедевры подделки»

Об этом рассуждала на открытии выставки эксперт с 20-летним стажем, главный хранитель музея «Дом Иконы» Ольга Сергеевна Никольская. Она же провела экскурсию по выставке, рассказав всем присутствующим о том, как проводится визуальный и технический анализ предмета, сколь много требуется безграничной осторожности, внимания, знаний, а часто даже той самой всем известной интуиции, чтобы принять правильное решение в поставленном вопросе.

Выставка «Шедевры подделки» в Белгородском государственном художественном музее

Об этической стороне ценности высококлассной подделки рассуждала в своём выступлении консультант управления культуры Белгородской области Светлана Михайловна Горбатовская, задав вопрос: «Что есть правда, а что есть ложь в искусстве?». Это действительно сложный философский вопрос, ведь представленные экспонаты такого уровня, что если бы мы не знали об их фальшивой сути — получили бы большое эстетическое наслаждение.

Проблемы экспертной работы обсуждают консультант управления культуры Белгородской области Светлана Михайловна Горбатовская и главный хранитель музея «Дом Иконы» Ольга Сергеевна Никольская

Директор же Белгородского государственного художественного музея Татьяна Александровна Лукьянова в своей приветственной речи подчеркнула, что наш художественный музей, выступив инициатором организации данной выставки в Белгороде, призывает общественность видеть не размеры чёрного рынка антиквариата, а в первую очередь поднимает научную проблемность в области экспертизы.

Значительные современные достижения — новые методы исследования (рентген, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, химический анализ красочного слоя) позволяют выявить значительное число подделок, копий и имитаций.

На выставке рядом с экспонатами расположены экспертные заключения специалистов, отвергающих подлинность произведений, макрофотографии эталонной и поддельной авторской подписи позволяют посетителям в самостоятельном осмотре понять многие нюансы экспертной процедуры.

Выставка, безусловно, имеет нерядовое образовательное содержание и является актуальным событием в российской музейной деятельности, ведь в отличие от Европы, где ещё с 1980-х годов устраиваются подобные мероприятия, в Москве — а теперь следом и в Белгороде — такие выставки представлены впервые.

Дата публикации
22.09.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме