Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Разговор о современном искусстве
27 октября выставочный зал «Родина», в котором накануне открылась ежегодная Областная молодёжная выставка, открыл двери для всех желающих побеседовать о сути современного искусства.
Современное искусство у каждого своё. Проще всего трактовать его как то искусство, которое создаётся сейчас, которое современно нам, независимо от способа создания про-изведения, его содержания и стилистики.
Однако в теории искусства и в сфере художественной критики под современным искусством подразумеваются определённые художественные практики, сложившиеся во второй половине ХХ века. Например, — концептуальное искусство, акционизм (в котором акцент переносится с самого произведения на процесс его создания) и медиа-искусство (когда на художественный процесс начинают влиять новые технологии и средства коммуникации: видео и аудио, компьютеры, Интернет).
Кроме того, contemporary art предполагает увлечение социальными, гендерными, экологическими, этническими проблемами — отсюда такие явления, как феминист-арт или эко-арт.
Не случайно в 90-е годы XX века в России существовал термин «актуальное искусство». Современное искусство, иными словами, стремится быть в непосредственной связи с жизнью и выходит за рамки традиционных видов искусства живописи, графики, скульптуры.
О том, есть ли границы у такого искусства и каким оно должно быть, дискутировали не-мецкий медиа-художник Артур Клозе, который приехал в Белгород для работы над книгой комиксов о городах-побратимах Белгороде и Ополе, и белгородский художник Григорий Новиков.
Основной темой для обсуждения стала выставка «Documenta», проходящая в Касселе (где живет Артур Клозе) с 1955 года каждые пять лет. Эта международная выставка длится сто дней и задаёт тон обсуждений в арт-мире на ближайшие годы.
Для Артура, как и для всех жителей Касселя, каждая «Documenta» — настоящий праздник, поскольку выставка, как правило, охватывает весь город: мероприятия проходят на разных площадках. К участию принимаются в основном произведения молодых авторов, приверженцев contemporary art. Эти произведения могут нравиться или не нравиться, быть спорными по своим художественным качествам, но главное — они заставляют зрителя быть активным, думать о значении произведений искусства самим, не прибегая к пояснениям критиков.
Ещё одно немаловажное качество кассельской выставки — её «близость к народу», когда произведения искусства интегрируются в повседневную жизнь города. Григорий Новиков, также посетивший Кассель летом этого года и побывавший на «Документе», акцентировал внимание на спорных или трудных для восприятия простыми зрителями работах, которые преобладают на подобных выставках.
Третью, «зрительскую» точку зрения на кассельскую выставку представила Ксения Голуб, главный специалист службы внешних связей и протокола администрации города Белгорода и, одновременно, координатор молодёжного проекта «Белгород–Ополе». По словам Ксении, она отправилась в Кассель специально чтобы разобраться в том, что представляет собой современное искусство и ничуть не жалеет о проведенном на выставочных площадках времени.
После достаточно подробного знакомства с Касселем и его главной «достопримечательностью» пришедшая на мероприятие в «Родине» публика активизировалась и тоже вклю-чилась в процесс обсуждения современного искусства, делясь примерами из личного опыта посещения выставок.
В этом, собственно, и состояла цель общения художников и зрителей на первой из посвящённых «contemporary art» встреч, запланированных в выставочном зале Белгородского регионального отделения Союза художников России.
- Дата публикации
- 28.10.2012 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Наталья Гончаренко (фото автора)