Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Вечер симфонических премьер с Родионом Замуруевым
В третьем концерте абонемента «Шедевры мировой музыки», который состоялся 18 января в Большом зале Белгородской государственной филармонии, в исполнении симфонического оркестра БГФ под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина прозвучали — впервые в Белгороде — самые знаменитые сочинения ХХ века: Скрипичный концерт А. Берга (солист — лауреат международных конкурсов Родион Замуруев, г. Москва) и 4-я симфония Шостаковича.
Скрипичный концерт Альбана Берга (1885–1935) — одно из самых одухотворённых и поэтичных произведений ХХ века. Он был написан в последний год жизни композитора и стал его «лебединой песнью».
Концерт имеет название «Памяти ангела». Он посвящён молодой девушке Манон Гропиус, дочери вдовы Г. Малера Альмы Малер от её второго брака с архитектором Вальтером Гропиусом, чья внезапная смерть потрясла Берга.
Имея в виду оба это обстоятельства, концерт называют «двойным реквиемом» и разлитая в этой музыке аура размышлений о хрупкости жизни, юности и красоты, о беззащитности человеческого существования придаёт ей совершенно неповторимое лирическое обаяние.
Сложный музыкальный язык балансирует на грани тональности и атональной додекафонии (искусственной музыкальной системы, созданной в первой трети ХХ века композиторами т. н. Ново-венской школы, в т.ч. А. Бергом). Но эта сложность компенсируется опорой на жанровое начало — интонациями каринтийской (австрийской) народной песни, ритмами вальса и лендлера, введением начальной интонации хорала из кантаты И. С. Баха № 60 «О Вечность, ты неумолима».
Этому проникновенному инструментальному реквиему свойственен глубоко интимный эмоциональный тон, который, несмотря на всю сложность музыкального языка, без труда проникает в сознание слушателя. Это предопределило счастливую судьбу скрипичного шедевра А. Берга — его концерт играют часто и много.
Лауреат международных конкурсов Родион Замуруев давно и хорошо знаком белгородским слушателям. Его нынешний приезд в Белгород — шестой. Если прежде в Белгороде слышали в его исполнении такие масштабные виртуозные полотна как концерты Брамса, Чайковского, Сибелиуса, то виртуозность скрипичного концерта Берга, требующая эмоции особой просветлённости и сосредоточенности души в момент прощания с жизнью, сконцентрировалась в необыкновенно-красивом чистейшем звучании голоса скрипки замечательного солиста.
Ответом на горячие продолжительные аплодисменты прозвучала Чакона ре-минор из Сонаты для скрипки соло И. С. Баха. Это напомнило, что одну из своих наград на многочисленных международных конкурсах Родион Замуруев получил как раз за лучшее исполнение Сонат и партит Баха для скрипки соло.
Второе отделение заняла 4-я симфония Д. Шостаковича — сочинение необычайной, сегодня всем хорошо известной судьбы, пророчески вместившая в себя предчувствие эпохи небывалых репрессий и сама ставшая эпохой в развитии жанра.
Симфония Шостаковича написана под сильным влиянием симфоний Г. Малера. Малеровские влияния проявляются и в огромном — расширенном четверном — составе оркестра; в сложной философски-трагедийной концепции; в гигантских пропорциях трёхчастной композиции; в кричащей остроте контрастов и исступлённой ярости кульминаций. Написанная в 1936 г., она была исполнена только спустя 26 лет и предстала как параллельное музыкальное воплощение ахматовского «Реквиема».
Вероятно, лучшую, самую точную и лаконичную оценку 4-й симфонии Шостаковича дал Н. Я. Мясковский в письме к С. С. Прокофьеву: «Ошеломляюще здорово, хотя временами просто мучительно».
Достаточно многочисленная белгородская филармоническая публика не побоялась взглянуть в лицо самой беспощадной музыкальной истине страшных лет русской истории ХХ века.
- Дата публикации
- 19.01.2013 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)